Мультимедиа Арт Музей, Москва | События | Александр Сокуров - Солнце

Друзья, обращаем ваше внимание на то, что музей закрыт на ремонт. Следите за обновлениями на сайте и нашими страницами в социальных сетях!

Eng
Солнце

кино18/III 16:55. Кинозал

Солнце

2004, 1 час 50 мин.

Автор сценария: Юрий Арабов

Оператор—постановщик: Александр Сокуров

Оператор: Анатолий Родионов

Третий фильм Александра Сокурова о властителях ХХ века, определивших политический климат современного мира, посвящен императору Японии Хирохито (правил с 1926 по 1989).

Герои предыдущих картин из этого цикла — Гитлер и Ленин — подчинили борьбе за власть свою судьбу и судьбы своих народов.

Потомку божественной солнцеподобной монархической династии власть над Страной Восходящего Солнца была предназначена по праву рождения, хоть это и была власть символическая. А личностный выбор Императора ознаменовался в истории отказом от богоданной предопределенности своего статуса и от кровопролитной борьбы народа за национальный военный престиж — ради сохранения страны и ее будущего процветания. Император Хирохито был одной из немногих властных персон ХХ века, кто предпочел жизнь фетишу. Обстоятельства, при которых был сделан этот выбор летом 1945 года, после окончания второй мировой войны, легли в основу сюжета фильма.

Бомбежка Токио американской авиацией, разорившая столицу и ее обитателей, капитуляция Японии, чтобы сохранить ресурс нации, захват страны союзными войсками противника без сопротивления многочисленной и оснащенной японской армии — таков исторический фон личной драмы Императора—пораженца. Индивидуальные качества Императора, ученого и литератора, несоответствующие его миссии харизматического лидера военизированной страны, оказались единственным путем к политическому компромиссу. Встреча Императора и Главнокомандующего Макартура в фильме решена как кульминация противостояния: традиционного герметически замкнутого ритуала и демократических ценностей, нетерпимости и смирения, — личности, несущей весь груз ответственности за свой народ, и самолюбивых амбиций сформировавшего эту личность общества. Причем, каждый из участников диалога, и японский помазанник, и американский генерал, разрешают этот конфликт в самих себе — чтобы войти в человеческий контакт с другим. Потому что только человек есть точка отсчета на шкале ценностей мира, только жизнь каждого есть залог общего будущего. К этому особенно актуальному ныне итогу ведет зрителя картина, снятая Сокуровым. Фаустовская тяга к жизнетворчеству и Мефистофельская разрушительная стихия — удел самого человека и от его выбора зависит продолжение или катастрофа жизни.

Четвертый завершающий фильм тетралогии Александра Сокурова будет называться: «Фауст».

Александра Тучинская

Призы и награды:

2005. Национальная премия кинокритики и кинопрессы России «Белый слон» в номинации «Лучшая режиссерская работа».

Расскажите друзьям