Брассай. Парижская пара, сожалеет о de Lappe. 1930-е
Ева Беснио. Георг Кепес. Берлин. 1931
Ева Беснио. Георг Кепес. Берлин. 1930
Брассай. Празднества в Байонне. 1935
Каролай Эшер. Ангел Мира. 1938
Ласло Моно-Наджи. Гамбург, задний двор. 1930-е
выставка завершилась
Впервые в России Дом венгерской фотографии представит коллекцию «История Венгрии». По словам директора галереи, Алекса Прауда, эта выставка позволит увидеть работы лучших фотографов под одной крышей. Вообще же, это первая выставка в России, представляющая венгерские фотографии, датированные девятисотыми годами.
На выставке представлены 100 старых фотографий, сделанные двадцатью двумя лучшими представителями венгерской фотографии. Показана вся жизнь Венгрии: люди, природа, история, красота и романтика этой страны.
Какова Венгерская фотография? Если бы кто-то — при всей своей самонадеянности — осмелился полностью оценить культуру фотографии и достижения в фотографическом искусстве одного народа, одной страны, он должен был бы исходить из трех пунктов.
С первым из этих пунктов я не желаю иметь дело, так как глубоко осуждаю, а именно то, когда кто-то просто идет наугад, и, несмотря на то, что не имеет никакой информации, четко убежден в своем мнении.
Остается два варианта. Один принимает в расчет самых выдающихся фотографов, и объявляет, что если из первых сот венгерских фотографов есть восемь очень хороших, то это достаточное достижение, учитывая, что общее население Венгрии не превышает численности населения больших городов мирового значения.
Последователь другого варианта путем продолжительной работы старается узнать тех фотографов, которые из-за каких-то неудач, несчастий, исторических событий или просто из-за глупости не стали известными, хотя их талант уполномочивает их на это. Данная выставка является соединением двух последних вариантов — пытается помочь ценителям представленных работ.
Во-первых, выставка представит тех выдающихся венгерских фотографов, которых — от Патагонии до народов северных тундр — все знают и все признают. Андре Кертес (André Kertész), Брашшаи (Brassai), Ласло Мохоли Надь (Moholy Nagy László), Роберт Капа (Robert Capa) и его младший брат Корнэлл (Cornell), Мартон Мункачи (Munkácsi Márton), Дёрдь Кепеш (Kepes György) и т.д. Они являются возвышающимися маяками в океане миллиардного числа фотографов. С их фотографиями можно встретиться где угодно, на разных выставках, им посвящены сотни книг, фотоальбомов, журналов. Люди, пришедшие в Дом Фотографии, чтобы познакомиться с оригинальными произведениями классических мастеров, не будут разочарованы.
Во-вторых, выставка предоставит возможность менее известным фотографам выставить свои произведения, которые также достойны внимания, но почему-то до сих пор не были замечены мировой общественностью. Такие, как Йожеф Печи (Pécsi József), Карой Ешер (Escher Károly), Рудолф Балог (Balogh Rudolf), Ольга Матэ (Máté Olga) или Ката Калман (Kálmán Kat). Также мы должны признаться, что одной из целей организаторов выставки является желание показать и обратить внимание на то, что даже самые прославленные мастера для достижения наивысшего уровня должны опираться на менее прославленных. Венгерская фотография хороша не только потому, что в ней есть много выдающихся фотографов, но и потому, что эти фотографы имеют надежную и сильную базу, созданную другими отличными мастерами своего дела.
Профессионалам выставка представит полную картину достижений лучших венгерских фотографов XX века. Ну, а людям, менее сведущим в искусстве фотографии, выставка поможет расширить представление как о повседневной жизни, так и о праздничных традициях венгерского народа.
С уважением,
Карой Кинчеш
Директор фотомузея в Кечкемете
Один из основоположников Венгерского Дома фотографии
Организатор выставки в Москве