Александр Родченко. Партерные акробаты. 1937. Частное собрание
Александр Родченко. Торпеда. Воздушные гимнасты В. и М.Дукласс. 1940. Частное собрание
Александр Родченко. Фоторепортер Георгий Петрусов под куполом цирка. 1940. Частное собрание
Александр Родченко. Акробаты. 1938. Частное собрание
Александр Родченко. Цирковой номер «Рейнское колесо». 1940. Частное собрание
Александр Родченко. Жонглер. 1940. Частное собрание
Александр Родченко. Жонглер. 1940. Частное собрание
Александр Родченко. Клоун Карандаш с мячом. 1940. Частное собрание
Александр Родченко. Владимир Дуров с морским львом. 1940. Частное собрание
Александр Родченко. Владимир Дуров. 1940. Частное собрание
Заключительный разворот из специального номера журнала «СССР на стройке», посвященного цирку (не издано). 1941. Макет и оформление Александра Родченко и Варвары Степановой
выставка завершилась
Фридрихштрассе 176-179, 10117 Берлин
Выставка «Александр Родченко. Цирк», премьера которой состоялась в Москве в апреле
«Парад-алле»
В январе
В конце апреля Родченко и Петрусов ходили в цирк, смотрели программу и условия съемки.
План номера и сопроводительный текст был составлен писателем Л. В. Никулиным. В октябре
Степанова нашла описание процесса соляризации и просила в редакции перевести текст. Художникам хотелось использовать
В апреле
Что же осталось от этой истории, происходившей более
Одни страницы «Цирка» должны были быть напечатаны красным, другие — синим цветом. В компьютерной реконструкции журнала специально для выставки эти цвета скорректированы по сохранившимся номерам «СССР на стройке».
«Цирк» был последним номером этого легендарного журнала. Легендарного, потому что по его заказу снимал весь цвет советской фотографии
Еще от той давней истории остались фотографии.
Цирковые фотографии Родченко оказались в результате
Почти вся цирковая серия Родченко
Это целая программа цирковых номеров.
Сначала — общий выход. При всех включенных лампах на манеж выходят артисты.
Гаснет свет. Партерные акробаты начинают строить пирамиды из живых тел. Их сменяют Евстафьевы — артисты, демонстрирующие акробатические трюки верхом и стоя на скачущих лошадях.
Появляется жонглер, который неизвестно как, магнетизмом своего взгляда удерживает в равновесии шары. А рядом — неугомонный клоун Карандаш (Михаил Румянцев). Он держит во рту большую деревянную ложку, в которую кладет дурацкий пестрый мячик и показывает невероятно сложный трюк удержания мячика в ложке.
Следующий номер — женщина в колесе. Она бешено вращается в металлическом барабане с яркими лампочками. Барабан же укреплен на четырехметровом шесте («перше»), который держит на лбу стоящий в центре манежа эквилибрист.
Вавиловы — прыгуны в бочку. На помосте на разных уровнях расставлены белые бочки с блестящими обручами. Артист прыгает вверх и вниз, точно попадая ногами в бочки сначала с открытыми, а потом с завязанными глазами. На плечах у него при этом — акробатка. Потом с этой девушкой начинает заигрывать Карандаш. Он все ближе придвигается к ней по скамейке, она тихонько встает, лавочка теряет равновесие, и неудачливый кавалер Карандаш сваливается на манеж.
Артисты Тарасовы — воздушные гимнасты. Для их опасного номера Родченко даже проектирует костюмы. Черный цвет, серебряная и белая окантовка — чисто фотографическая гамма. Артисты в плащах
На одной из фотографий сохранился номер Валентины и Михаила Дукласс под названием «Летающая торпеда». Премьера состоялась еще в 1936 году. Странный космический корабль, в духе проектов Циолковского, по кругу летает под куполом. Артистка в белом коротком плаще вращается, раскинув руки, держась лишь на тоненьком тросе с загубником.
Второе отделение — это, как правило, дрессированные звери. Львы укротителя М. Борисова прыгают через кольцо. Театрализованное представление Владимира Дурова. Он разговаривает с петухом, выезжает на слоне, судит боксерский матч кенгуру с Карандашом, морской лев по его приказу жонглирует мячом. Сам Дуров, в белом костюме с жабо,
Финал представления — «Парад-алле», артисты прощаются со зрителями и уходят с манежа.
Конечно же, Родченко снимал цирк и раньше. Самые первые кадры сделаны в 1928 году. Такая дата стоит на конверте с пожелтевшими хрупкими целлулоидными негативами. Получается, что,
Чем же так привлекал его цирк?
Волшебство и свобода средств выражения — вот что ценил Родченко в цирковом представлении. Он родился над сценой маленького театрика в
Потом было время, когда в
В
Реализм в цирке весьма условен. Действие происходит в драматической темноте, и лишь исполнитель номера предстает перед миром под лучом прожектора, как под лупой. Он так же, как и любой человек, — одинок со своим трюком в переполненном зале. Цирк Родченко — это метафора жизни.
Александр Лаврентьев
В середине
В конце
В противоположность официальному празднику карнавал торжествовал как бы временное освобождение от господствующей правды и существующего строя, временную отмену всех иерархических отношений, привилегий, норм и запретов. Это был подлинный праздник времени, праздник становления, смен и обновлений. Он был враждебен всякому увековечению, завершению и концу. Он смотрел в незавершимое будущее.
Подобно средневековому карнавалу в советское время цирк становится своего рода защитной реакцией общества. Для Александра Родченко с его романтическим пафосом преодоления, съемки цирка оказываются отдушиной в жестко ритуализированной и идеологизированной действительности.
Родченко многократно снимает цирк в конце
Интересно, что большинство съемок цирка Родченко выполнял мягкорисующим объективом и при печати этой серии применял приемы пиктореальной фотографии, той самой, с которой в 1928 году в журнале «Новый ЛЕФ» вел полемику: «Мы боремся собственно даже не с живописью (она и так умирает), а с фотографией „под живопись“… Мы обязаны экспериментировать»6.
Обращение к приемам эстетических оппонентов в момент, когда они, как и конструктивисты, стали жертвами идеологической травли, требовало мужества. Однако именно пиктореальная манера в этом случае оказалась наиболее адекватной внутренне эскепистской (escape) позиции художника, для которого жизнь становится цирком, а цирк — жизнью.
Ольга Свиблова, директор Московского Дома фотографии