Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Александр Родченко. Фотография

Александр Родченко. Фотография

Александр Родченко.
«Лестница». 1930 г. 
Фотопечать.
Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва.
© A. Родченко – В. Степанова архив.
© Музей «Московский Дом Фотографии» Александр Родченко.
«Портрет матери». 1924 г. 
Фотопечать.
Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва.
© A. Родченко – В. Степанова архив.
© Музей «Московский Дом Фотографии» Александр Родченко.
«Лиля Брик». Портрет для рекламного плаката «КНИГИ». 1924 г. 
Фотопечать.
Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва.
© A. Родченко – В. Степанова архив.
© Музей «Московский Дом Фотографии» Александр Родченко.
«Владимир Маяковский (на стуле в полный рост)». 1924 г. 
Фотопечать.
Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва.
© A. Родченко – В. Степанова архив.
© Музей «Московский Дом Фотографии» Александр Родченко.
«Шуховская башня». 1929 г. 
Фотопечать.
Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва.
© A. Родченко – В. Степанова архив. 
© Музей «Московский Дом Фотографии» Александр Родченко.
«Дом Моссельпрома». 1926 г. 
Фотопечать.
Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва.
© A. Родченко – В. Степанова архив.
© Музей «Московский Дом Фотографии» Александр Родченко.
«Радиослушатель». 1929 г. 
Фотопечать.
Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва.
© A. Родченко – В. Степанова архив.
© Музей «Московский Дом Фотографии» Александр Родченко.
«Пионер-трубач». 1930 г. 
Фотопечать.
Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва.
© A. Родченко – В. Степанова архив.
© Музей «Московский Дом Фотографии» Александр Родченко.
«Девушка с «Лейкой». 1934 г. 
Фотопечать.
Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва.
© A. Родченко – В. Степанова архив.
© Музей «Московский Дом Фотографии» Александр Родченко.
«Асфальтирование. Ленинградское шоссе». 1929 г. 
Фотопечать.
Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва.
© A. Родченко – В. Степанова архив.
© Музей «Московский Дом Фотографии» Александр Родченко.
«Утренняя зарядка на крыше студенческого общежития в Лефортово». 1932 г. Фотопечать.
Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва.
© A. Родченко – В. Степанова архив.
© Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. «Лестница». 1930 г. Фотопечать. Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва. © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. «Портрет матери». 1924 г. Фотопечать. Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва. © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. «Лиля Брик». Портрет для рекламного плаката «КНИГИ». 1924 г. Фотопечать. Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва. © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. «Владимир Маяковский (на стуле в полный рост)». 1924 г. Фотопечать. Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва. © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. «Шуховская башня». 1929 г. Фотопечать. Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва. © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. «Дом Моссельпрома». 1926 г. Фотопечать. Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва. © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. «Радиослушатель». 1929 г. Фотопечать. Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва. © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. «Пионер-трубач». 1930 г. Фотопечать. Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва. © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. «Девушка с «Лейкой». 1934 г. Фотопечать. Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва. © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. «Асфальтирование. Ленинградское шоссе». 1929 г. Фотопечать. Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва. © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. «Утренняя зарядка на крыше студенческого общежития в Лефортово». 1932 г. Фотопечать. Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва. © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Пассариано ди Кодройпо (Удине), 7.03.2015—28.06.2015

выставка завершилась

Вилла Манин


www.villamanin-eventi.it

Поделиться с друзьями

Куратор: Ольга Свиблова

Куратор: Ольга Свиблова

Свернуть

 

О выставке

Александр Михайлович Родченко (1891–1956) — один из величайших представителей актуального искусства прошлого столетия, родоначальник беспредметной живописи, главный инженер конструктивизма, пионер советской фотографии, уже при жизни ставший её классиком. Один из лучших русских фотографов-экспериментаторов середины 20-го века положивший основу многим направления в фотоискусстве. На сегодняшний день, Родченко — самый популярный русский фотограф, востребованный на Западе, чьи шедевры с успехом выставляются и закупаются крупнейшими мировыми музеями — MoMa (Нью-Йорк, США), Музей Людвига (Кёльн, Германия), Фотомузей Винтертура (Швейцария), Музей истории г. Вены (Австрия), Русский музей (Россия) и многие другие. Направление в фотоискусстве, созданное А. Роденко подарило русской фотографии многих известных фотографов 30-х, таких как: Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Марк Альперт.

Московский Дом фотографии в течение 10 лет ежегодно проводил выставки Родченко, по кусочкам открывая его архив, сканирование негативов заняло 4 года. В 2004-м году Дом фотографии вручил Родченко премию за вклад в культуру — при жизни он не получил ни одной награды. Премия была передана наследникам Родченко, удивительной семье, которая работает как научно-исследовательский институт, и благодаря которой мы вообще сегодня имеем представление о русской фотографии 20–40-х годов. Наследники решили, что истратят премию на выпуск монографии о Родченко, презентация которой состоится на открытии выставки.

Русский авангард ХХ века — явление уникальное не только в российской, но и мировой культуре. Ослепительная энергия созидания, наработанная художниками этой великой эпохи до сих пор питает современную художественную культуру и каждого из нас, соприкасающегося с арт-продукцией эпохи русского модернизма. Александр Родченко, безусловно, был одним из главных генераторов творческих идей и общей духовной ауры этого времени. Живопись, дизайн, театр, кино, полиграфия, фотография. .. — все области художественной культуры, в которые вторгался могучий талант этого очень красивого и очень сильного человека, претерпевали трансформацию, открывавшую принципиально новые пути развития.

Начало 1920-х годов — «эпоха промежутка», пользуясь термином Виктора Шкловского, одного из лучших критиков и теоретиков того времени, момент, когда — пусть на короткое время, пусть иллюзорно — возник резонанс между художественным и социальным экспериментом. Именно в это время, в 1924 году, Александр Родченко, уже сложившийся и известный художник, поставивший в центр своей эстетики лозунг «Мы обязаны экспериментировать», вторгается в фотографию. Результатом этого вторжения оказываются не только созданные им шедевры, вошедшие в классику мировой и российской фотографии, но и изменение представлений о природе фотографии и роли фотографа. В фотографию вносится проектное мышление. Она оказывается не только отражением действительности, но и становится способом визуальной презентации динамических мыслительных конструкций.

Родченко внедрил в фотографию идеологию конструктивизма, разработал методический инструментарий ее реализации. Открытые им приемы стремительно тиражировались. Их использовали как его ученики и единомышленники, так и эстетические и политические оппоненты. Однако само по себе использование «метода Родченко», включавшего открытую им диагональную композицию, ракурсную съемку и др. приемы, не гарантировало автоматически художественного масштаба фотографии. Практика Родченко-фотографа оказалась замешанной не только и не столько на формальных приемах, за которые его беспощадно критиковали уже с конца 1920-х годов, сколько на глубокой внутренней романтике, присущей ему еще в студенческие годы (достаточно вспомнить его удивительные письма-сказки, которые он писал Варваре Степановой в первые годы их знакомства).

Это романтическое начало, заложенное в детстве, проведенном за кулисами театра, где работал его отец, трансформировалось в мощное утопическое мышление Родченко-конструктивиста, верившего в возможность позитивного преображения мира и человека. В 1920-е годы Родченко в каждой новой фотографической серии ставит новые задачи и создает манифесты о том, какой должна стать фотография и жизнь, преображенная конструктивистским художественным началом. В 1930-е, особенно в конце 1930-х, измученный критикой и травлей, он пытается анализировать и жизнь, и художественную практику, в том числе собственную, эволюция которой во многом определила сложившуюся позже эстетику социалистического реализма. Кстати, во всей истории русской фотографии первой половины ХХ века Александр Родченко — единственный, кто благодаря своим печатным статьям и дневниковым записям, оставил уникальные свидетельства художественной рефлексии фотографа-мыслителя, осуществлявшего свое творчество сознательно.

Устав от непрерывных революционных преобразований, создавших реальность, далекую от идеалов, вдохновлявших ранний период его творчества, 12 февраля 1943 года он отмечает в дневнике: «Искусство — это служение народу, а народ ведут кто куда. А мне хочется вести народ к искусству, а не искусством вести куда-то. Рано родился я или поздно? Надо отделить искусство от политики...».

Александру Родченко, преданному друзьями и учениками, пережившему гонения и лишенному возможности работать и зарабатывать на жизнь, участвовать в выставках, исключенному из Союза художников, тяжело болевшему в последние годы жизни, повезло. У него была семья: друг и соратник Варвара Степанова, дочь Варвара Родченко, ее муж Николай Лаврентьев, его внук Александр Лаврентьев и его семья — небольшой, но очень сплоченный клан, заряженный творческой энергией. Как и для Александра Родченко, творчество стало главным в их жизни. А еще они посвятили эту жизнь сохранению наследия Александра Родченко и служению фотографии. Благодаря им работы Родченко заново узнал мир и его страна. Если бы не было этой семьи, возможно, не появился бы и первый фотографический музей в России — Московский Дом фотографии. В доме Родченко, вместе с семьей Родченко мы открывали и изучали историю русской фотографии, которую нельзя представить без Александра Родченко.

Ольга Свиблова, директор музея «Московский Дом фотографии»