Алексей Козырь, Илья Бабак. Антарктическая оранжерея «Мак полярный»
Алексей Козырь, Илья Бабак. Антарктическая оранжерея «Мак полярный»
Сергей Скуратов. Идеальный мир – философия камуфляжа
Александр Бродский. Антарктида: павильон для игры в шахматы
Юрий Аввакумов (совместно с Михаилом Беловым). Полярная ось. 1987. Из коллекции Ника Ильина
Студия Захи Хадид, Вена. Трансформирующийся антарктический научно-исследовательский центр
Студия Захи Хадид, Вена. Трансформирующийся антарктический научно-исследовательский центр
Хью Бротон. Жизнь в «морозильнике»
Алекс Шведер. За пределами строительной архитектуры
Veech x Veech Design. Антарктида: переосмысление рая
Veech x Veech Design. Антарктида: переосмысление рая
выставка завершилась
Антарктида — самый южный, самый холодный, самый высокий континент Земли. На сегодняшний день это единственный незаселённый и неосвоенный континент. В разное время многие исследователи и путешественники пытались достичь его берегов. Антарктида была открыта русской экспедицией под руководством Фадея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, подошедших к ней на шлюпах «Восток» и «Мирный» 16 (28) января 1820 года. Ранее существование южного материка утверждалось лишь гипотетически, именно экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева подтвердила факт существования шестого материка.
В соответствии с конвенцией об Антарктике, подписанной 1 декабря 1959 года, Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность. На континенте расположены научные базы, которые круглогодично ведут метеорологические, гляциологические и геологические исследования. Это уникальный заповедник, в ледниковом покрове которого можно обнаружить данные о климате и составе атмосферы за последние сто тысяч лет. Кроме того, Антарктида — один из последних ресурсных резервов планеты, в ее льдах сконцентрировано около 80% всей пресной воды Земли, а недра содержат огромные запасы природных ископаемых. Антарктида издавна будоражила умы писателей, художников, архитекторов и фотографов.
Выставка, которую представляет Мультимедиа Арт Музей, Москва, состоит из двух частей. Историческая часть включает уникальные снимки, рассказывающие об истории освоения Антарктиды и возможности приспособления ее для жизни человека. Современная часть экспозиции — это международный проект «Антарктопия», ставший одним из самых ярких событий 14-й Архитектурной биеннале в Венеции.
По замыслу создателей проекта — выдающегося художника, кавалера французского ордена «За заслуги в области искусства и литературы» — Александра Пономарева и молодого британского искусствоведа и философа — Надима Саммана, «Антарктопия» должна стать первым шагом на пути к проведению первой антарктической биеннале, представляющей культурный обмен между художниками и учеными, исследующими самый южный материк планеты.
В проекте «Антарктопия» приняли участие ведущие мировые архитекторы и художники: Юрий Аввакумов (вместе с Михаилом Беловым) «Полярная Ось», 1987; Алекс Шведер «За пределами строительной архитектуры»; Сергей Скуратов «Идеальный мир. Философия камуфляжа»; Юрий Григорян «Проект Меганом. Колокол: Звуковое судно и приют»; Александр Зеликин «Дрейфующие льды: препарирование антарктического ландшафта»; Лиза Винтова «Ландшафтный объект «Земные привязки»; Александр Бродский «Антарктида: павильон для игры в шахматы», Хью Бротон «Жизнь в «морозильнике»; Тотан Кузембаев «Павильон Антарктиды. Anti-Briccole»; Заха Хадид «Трансформируемый Антарктический Научно-Исследовательский Центр»; Aлексей Козырь, Илья Бабак «Антарктическая оранжерея «Мак полярный»; Мариэль Ньюдекер «Некоторые вещи происходят одновременно» (2014); Юрген Майер Х. «Таяние. Вид сверху»; Veech x Veech Design «Антарктика: переосмысление рая».
Экспонаты помещены на транспортировочные ящики-кофры, чтобы создать ассоциации с дорожной научной лабораторией. Российские художники в основном, представляют проекты-утопии, иностранные участники предлагают проекты, моделирующие возможность создания необходимой для жизни инфраструктуры в суровых условиях континента. И те и другие стремятся раскрыть потенциал Антарктиды как культурной площадки.