Александр Родченко. Схема метро. Иллюминация. 1932. Коллекция Мультимедиа Арт музея, Москва / Музей «Московский дом фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. Поливка улиц. 1932. Коллекция Мультимедиа Арт музея, Москва / Музей «Московский дом фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. Дом Моссельпрома. Москва, 1925 Коллекция Мультимедиа Арт музея, Москва / Музей «Московский дом фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. Памятник Пушкину. 1932. Коллекция Мультимедиа Арт музея, Москва / Музей «Московский дом фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. Значок ГТО. Москва, Красная площадь. 1936. Коллекция Мультимедиа Арт музея, Москва / Музей «Московский дом фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. Девушка в общежитии. 1932. Коллекция Мультимедиа Арт музея, Москва / Музей «Московский дом фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. Большой театр. Москва. 1928. Коллекция Мультимедиа Арт музея, Москва / Музей «Московский дом фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. Оркестр. Москва. 1929. Коллекция Мультимедиа Арт музея, Москва / Музей «Московский дом фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. Москворецкий мост. Москва. 1930. Коллекция Мультимедиа Арт музея, Москва / Музей «Московский дом фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
выставка завершилась
398050 г. Липецк, ул. Ленина, 9
Якутск
Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)
Любляна
Исторический атриум Мэрии города Любляна
Челябинск
Выставочные залы Областного государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный исторический музей Южного Урала»
Брянск
Городской выставочный зал
Москва
Государственный экспериментальный Центр культуры и искусства «Авангард»
Москва
Объединение ВЗ Москвы «Галерея "Загорье"»
Черноголовка
Дом ученых научного центра РАН в Черноголовке
Липецк
филиал Липецкого областного краеведческого музея «Художественный музей – Выставочный зал»
Мультимедиа Арт Музей представляет выставку одного из величайших представителей актуального искусства прошлого столетия, пионера советской фотографии, уже при жизни ставшего ее классиком — Александра Родченко. На сегодняшний день, он — самый популярный русский фотограф, востребованный на Западе, чьи работы с успехом выставляются и закупаются крупнейшими мировыми музеями — MoMa (Нью-Йорк, США), Музей Людвига (Кёльн, Германия), Фотомузей Винтертура (Швейцария), Музей истории г. Вены (Австрия), Русский музей (Россия) и мн.др. Направление в фотоискусстве, созданное Александром Родченко подарило русской фотографии многих известных фотографов 30-х, таких как: Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Марк Альперт. В Национальном музее Республики Саха будет представлена экспозиция, которая включает фотографии, снятые мастером в Москве в первой половине ХХ века.
В 1932 году издательство «Изогиз», выпускавшее иллюстрированные фотоальбомы и знаменитый журнал «СССР на стройке», заказало художнику, дизайнеру и фотографу Александру Родченко съемку Москвы.
Он снимал город и раньше. Первые ракурсные снимки сделаны камерой «West Pocket Kodak» в 1925 году во дворе, с балкона и крыши своего дома на Мясницкой. Во время работы художником-постановщиком фильма «Москва в Октябре» в 1927 году он тщательно подбирал выразительные уголки города для натурных съемок. Как фоторепортер журналов «Даешь!», «Смена», газеты «Вечерняя Москва» снимал фотоочерки о новостройках. Его привлекали сюжеты и кадры двух типов.
С одной стороны — Родченко как художника, всего несколько лет назад перешедшего от абстрактной живописи к производственному искусству, всегда интересовало пространство, перспектива, архитектурная форма в кадре. Он постоянно экспериментировал с вариантами композиционного построения кадра, с точками съемки. Балконы, углы и ракурсы дома, где он жил стали темой фотографий. Он снимал мачты электропередач и конструктивные постройки своих друзей архитекторов — Александра Веснина и Константина Мельникова. Новая архитектурная форма давала возможность найти выразительный кадр. Он укладывал объемы зданий в композиции кадра так, как если бы продолжал заниматься абстрактной геометрической живописью, но только при помощи фотоаппарата «Leica».
Он выбирал верхние точки зрения в городе как наименее разработанные, как наиболее актуальные. Забирался в квадригу Аполлона над фронтоном Большого театра, снимал Петровку из окон верхних этажей, наблюдал перспективу улиц с крыши, снимая демонстрации на Пушкинской площади или Мясницкой улице. Ему нужна повышенная точка зрения для того, чтобы передать глубину, масштабность городского пространства, его насыщенность деталями.
С другой стороны — Родченко постоянно интересовала съемка городского быта, динамичной городской жизни, всего того, что современниками почти не замечается. По фотографиям Родченко можно судить о том, как люди одевались в конце 20-х — начале 1930-х годов, как они двигались по улицам, садились в автобус или трамвай, какие вывески и объявления размещались над входом в магазины, как и где люди обедали, как чинили мостовую. Подобных событий жизни города бесконечное множество. И только фотоаппарат в силах угнаться за их чередой.
Московская серия Родченко — это бесконечная и интригующая череда эпизодов городской жизни. Москва многолика. Родченко увидел в ней и исторический город с его достопримечательностями, и новые постройки, и повседневность.
Он показывает нам свою Москву, в которой для него были важны такие вещи как: фабрика-кухня, телефонная будка или электростанция, спортивный парад, почтовый фургон, уличная торговля, гараж архитектора Мельникова. Он, как художник, дизайнер и фотограф замечал, понимал и ценил эти факты прежде всего. Это его город, постоянно меняющийся на глазах.