Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Сергей Шутов - Чужие здесь не ходят

Друзья, с 23 сентября по 8 октября музей закрыт на смену экспозиции.


Сергей Шутов
Чужие здесь не ходят

Сергей Шутов. Маленькая наука. 1991. Холст, масло. Собрание Веры и Алексея Приймы Сергей Шутов. Кадр из видео «Удивительно, какая тишина!». 1994. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Сергей Шутов. Кадр из видео «Удивительно, какая тишина!». 1994. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Сергей Шутов. Кадр из видео «Вместо Минотавра». 2004. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Сергей Шутов. Маленькая наука. 1991. Холст, масло. Собрание Веры и Алексея Приймы

Сергей Шутов. Кадр из видео «Удивительно, какая тишина!». 1994. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Сергей Шутов. Кадр из видео «Удивительно, какая тишина!». 1994. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Сергей Шутов. Кадр из видео «Вместо Минотавра». 2004. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Москва, 4.09.2021—5.12.2021

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Куратор: Анна Зайцева
Куратор: Анна Зайцева

Свернуть

О выставке

Сергей Шутов

Чужие здесь не ходят

Куратор: Анна Зайцева

Музей благодарит Веру и Алексея Прийму за предоставление работ для выставки и галерею «Триумф» — за предоставление аудиооборудования

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Чужие здесь не ходят» художника Сергея Шутова (род. 1955) — классика «новой волны», стоявшего у истоков искусства новых медиа, пионера российского видеоарта, экспонента Венецианской биеннале (2001). Шутов — один из ключевых участников московского и ленинградского андеграунда 1980—1990-х годов и центральная фигура клубной культуры нулевых. Он входил в круг «Новой академии» Тимура Новикова, был главным художником легендарного фильма «Асса» (1987), занимался виджеингом в одном из первых московских клубов «Птюч» (1994—1997) и стал родоначальником этого направления в России.

В экспозиции представлены знаковые произведения Шутова, созданные в 1990—2000-х годах, когда художник активно исследовал возможности новых компьютерных и звуковых технологий.

По словам Шутова, свое первое произведение современного искусства он создал еще в школе — это была, как сказали бы сегодня, мультимедийная инсталляция, выполненная на стыке науки и искусства. Проект представлял собой прототип видео- и саунд-арта: с помощью школьного эпидиаскопа художник показывал на экране длинный живописный комикс про приключения океанографов, изучавших говорящих дельфинов.

Шутов принадлежит к поколению, выросшему на советской фантастике и научно-популярных иллюстрированных журналах о покорении космоса, среди которых знаменитые издания «Техника — молодежи» и «Знание — сила». Вероятно, здесь лежат истоки неизменного интереса художника к космической тематике — неслучайно Шутова называют одним из наиболее последовательных художников-космистов нашего времени. Диапазон источников его вдохновения простирается от футуристических трудов российских ученых Николая Федорова и Константина Циолковского до американских фантастических комиксов 1950—1960-х годов.

В андеграундное художественное сообщество Шутов пришел из мира хиппи в 1980-е годы как художник-живописец. Он работал в технике ассамбляжа, используя различные материалы (мех, дерево, пластмассу) и кислотные цвета, характерные для искусства нью-вейва («новой волны»). Черты живописной эстетики этого времени можно проследить в ранних видеоработах Шутова, которые он создавал с конца 1980-х годов.

Еще в первой половине 1980-х каждый владелец видеозаписывающего аппарата находился под надзором КГБ как обладатель опасного для советского режима устройства, способного передавать запрещенную информацию. Перестройка принесла послабления, что привело к развитию видеоискусства в СССР. Свою первую видеокамеру Шутов приобрел во время поездки в Финляндию в 1988 году, затем появился пульт Panasonic для сведения видео и наконец — компьютер Atari 1040 c 4 мегабайтами памяти, позволявший обрабатывать и монтировать изображения. С этого момента Шутов начал художественные эксперименты с новыми медиа.

Одна из наиболее ранних видеоработ Шутова, показанная на выставке, была создана в 1990 году совместно с лидером новейшего искусства Ленинграда Тимуром Новиковым по мотивам его текстильных коллажей. Шутов привел в движение изображенные на шелкографиях объекты, проиллюстрировав принцип «знаковой перспективы» Новикова, согласно которому «пространство расширяется или уменьшается за счет размещения одного и того же знака ближе и дальше от линии горизонта». Шутов одним из первых ввел компьютерную анимацию в современное российское искусство.

В работе «Удивительно, какая тишина!» (1994), используя стратегии поп-арта, художник «препарирует» советский фильм «Небесный тихоход» (1945) и превращает его в психоделический техномузыкальный видеоклип. Изобилующий спецэффектами, анимацией и искажениями цвета, сегодня он кажется предвестником визуальной эстетики культового канала MTV. Схожий метод деконструкции Шутов использует в работе «Москосмос» (1996) — своеобразном ремейке фантастического фильма «Весна» (1947) Григория Александрова о женщине-ученой, работающей в Институте Солнца. Эти видеоработы являются ярким примером психоделической линии в российском искусстве.

В видеоинсталляции «Вместо Минотавра» (2004) Шутов выходит за пределы экрана и вовлекает зрителя в гипнотическое путешествие по подземному миру московского метро. Постоянно меняющийся лабиринт дезориентирует и пугает своей непредсказуемостью. Визуальный ряд характерно отсылает к графике нидерландского художника Маурица Эшера, воспроизводившего в своих работах пространственные парадоксы, которые принято рассматривать в контексте психоанализа и проявлений бессознательного.

Наряду с темой космоса ключевой для Шутова является тема игры. В интерактивной инсталляции «Чужие здесь не ходят» (2000), давшей название выставке, Шутов сконструировал пародийный игровой аппарат по аналогии с детским настольным хоккеем. Главными героями стали инопланетяне, окруженные заснеженными елками. Художник лишил пришельцев возможности двигаться — они будто намертво вмерзли в заледенелое поле. Игроку остается управлять только «русским пейзажем». В метафорическом смысле это пейзаж ментальный, который, как замечает Шутов, «как ни переставляй, изменяется мало».


Сергей Шутов родился в 1955 году в Потсдаме в Германии. Спустя год семья переехала в Москву. Специального художественного образования не получил. В 1975—1978 годах работал лаборантом в Государственном музее искусства народов Востока, затем дворником в ГМИИ им. А. С. Пушкина, читал лекции в Московском планетарии, работал в зоопарке. С 1978 года — член Горкома графиков. С 1987 года — член Клуба друзей Маяковского, первый академик Академии Всяческих Искусств (Московское отделение живописи). С 1989 по 1991 годы сотрудничал с ленинградским коллективом «Пиратское телевидение». В 1992 основал и возглавил Институт технологии искусства в Москве, с 1994 руководитель практических занятий Московской художественной лаборатории новых медиа. Провел свыше 50 персональных выставок в России и Европе. Работы Шутова находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Мультимедиа Арт Музея, Москва и других музеев и частных коллекциях России, Великобритании, Германии, Франции и др.

Стратегический партнер музея

Mastercard

Стратегический партнер

MasterCard

Генеральный радиопартнер

Серебряный дождь

Стратегический информационный партнер

ELLE

Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia

Информационные партнеры

Первый канал Crocus TV Искусство. Издается с 1933 годаВокруг света Диалог Искусств  Русский пионер Сноб The VanderlustВашДосуг RosPhoto Photographer.ru Art Узел
TheWorld