Андрей Бартенев. Connection Lost. 2007. Инсталляция. Собрание автора. Courtesy Multimedia Art Centre
АЕS+F. Последнее восстание. 2007. Видеоинсталляция. Courtesy Multimedia Art Centre, Triumph Gallery
Юлия Мильнер. Кадр из интернет-арт проекта “Click I Hope”. 2007. Net-art. Собрание автора. Courtesy Multimedia Art Centre
Александр Пономарев, Арсений Мещеряков. Душ. 2007. Инсталляция. Собрание авторов. Courtesy Multimedia Art Centre
Александр Пономарев. Дворники. 2007. Эскиз инсталляции. Собрание авторов
Александр Пономарев. Волна. 2007. Эскиз инсталляции. Собрание авторов. Courtesy Multimedia Art Centre
выставка завершилась
Российский павильон
В начале ХХ1 века, заново встает вопрос о построении базисной системы координат, определяющей стратегию индивидуального и группового самоопределения в ситуации предельного уплотнения информационных потоков, обрушивающихся на человека, и стремительного развития процессов глобализации на фоне потери коллективных утопий. В российском павильоне представлены инсталляции художников: группы АЕС+Ф, Андрея Бартенева, Арсения Мещерякова, Юлии Мильнер, Александра Пономарева. Каждый из них предлагает свою версию ответа на этот вопрос.
Александр Пономарев и Арсений Мещеряков проблематизируют взаимоотношения между миром естественным и миром медийным, опосредующим контакт человека с самим собой, другими людьми и природой. Инсталляция «Душ», стены, потолок и пол которой вместо кафеля облицованы мониторами, на которые транслируются более 1000 международных телевизионных каналов, презентует тотальное суггестивное господство СМИ, лишающее человека возможности вырваться из «информационной камеры». Два переключателя, находящиеся в душе, дают возможность поменять аудио-визуальный контент, выбрав, например, «горячие новости», или спорт, рекламу, порно, программы о животных и т.д. Выключить душ невозможно. Информационные потоки омывают и промывают наши души, одинаково интенсивно при любых режимах его работы.
Перенасыщенное информационное поле оказывается вакуумом. Инсталляции Александра Пономарева «Дворники» и «Волна» — представляют разные варианты поиска выхода за его пределы. В проекте «Дворники» экраны, сплошь закрывающие стену, оказываются своеобразным аналогом окон, в котором мы видим те же TV-программы. Подобно тому, как дворники стирают грязь, налипшую на лобовое стекло машины, дворники, установленные на каждом из экранов смывают водой транслируемые сюжеты. В какой-то момент, их замещает линия горизонта, фиксируемая камерой, закрепленной на балконе российского павильона, с которого открывается прекрасный вид на лагуну. Горизонт опять и опять сменяется медианашествием, с которым упорно и методично сражаются механические дворники. В начале ХХ века Александр Родченко, изменивший оптику и логику нашего мировосприятия, писал: «надо видеть мир утренними глазами». В начале ХХ1 века Александр Пономарев напоминает нам об этом завете.
«Волна» Александра Пономарева представляет собой
Проекты группы АЕС+Ф, Андрея Бартенева и Юлии Мильнер по-разному анализируют феномен виртуального мира, чья стремительная экспансия порождает эсхатологические пророчества и новые иллюзии.
«Последнее восстание» группы АЕС+Ф (Арзамасова Татьяна, Евзович Лев, Святский Евгений + Фридкес Владимир) представляет 3D анимацию, создающую модель киберпространства, порожденного реальным и медийным мирами прошлого ХХ века, разрастающегося как пробирочный организм, поглощающий своих создателей, и мутирующий в неизвестном направлении. Фэнтази-ландшафт нового рая с остановленным временем, где прошлые эпохи соседствуют с будущими, а созидание с распадом, АЕС+Ф населяют гламурными тинэйджерами-андрогинами. Под музыку Вагнера отроки затевают войну-восстание с самими собой, в которой нет различия между жертвой и насильником, мужским и женским, добром и злом, предназначением и его отсутствием. Как летучий голландец, обреченный на вечное скитание, герои нового киберэпоса обречены на вечное сражение. Это сражение без крови и боли, контакт без контакта. Каждое поколение создает свои версии художественного апокалипса в музыке, живописи и других видах искусства. «Последнее восстание» — постапокалиптическое видение, пришедшее им на смену.
Инсталляция Андрея Бартенева «Connection Lost» — зеркальный тоннель, наполненный пятьюдесятью разноцветными светодиодными шарами, с бегущей по их орбите строкой Connection Lost. Сердце, помещенное внутрь каждого шара, сигнализирует о возможной фрустрации, ждущей каждого в мире виртуальных и опосредованных связей. Между тем, само сообщение о потери связи, множась и репродуцируясь светодиодными литерами и зеркалами, создает новую интегральную связующую структуру. Эта магическая дискотека, где все рядом, но каждый танцует сам по себе, метафора разобщенности виртуальных, симулятивных сообществ, существующих благодаря постоянной надежде на встречу.
Юлия Мильнер, самый молодой участник проекта, меняет рефлективную парадигму на стратегию «action». Создавая свой вариант новой кибер-behaviour игры, net-art 2.0, ориентированной на новейшие технологии Web 2.0, она апеллирует к естественной витальной энергии человека.
Инсталляция представляет светодиодный экран, размещенный на фасаде российского павильона, на который выведен net-art проект «Click I hope» (www.clickihope.com), а также touching-screen, благодаря которому зрители биеннале могут стать участниками проекта.
По экрану, на
Ольга Свиблова, куратор проекта