Александр Родченко. Зарядка. Студенческий городок Лефортово. Москва. 1932. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
Александр Родченко. Владимир Маяковский. 1924. Серебряно- желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
Иван Шагин. Первые пассажиры метро — метростроевцы. Москва. 1935. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
Александр Слюсарев. Скамейка. 1962. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
Александр Лапин. Улица. Начало 1980-х. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
Аркадий Шайхет. Лестница сверху. Новые дома на Усачёвке. Москва. 1928. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
Александр Родченко. Пионерка. 1930. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
Борис Савельев. Трамвайщица. Ленинград. 1979. Серебряно- желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
выставка завершилась
ДАР МУЗЕЮ
Памяти Юрия Рыбчинского
Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Дар музею. Памяти Юрия Рыбчинского».
В 2023 году ушел из жизни Юрий Рыбчинский — прекрасный фотограф и человек. Он родился в Бердянске (УССР). В 1959 году окончил геологоразведочный факультет Московского института цветных металлов и золота. В 1960—1962 годах был внештатным литературным корреспондентом АПН (РИА Новости), газеты «Комсомольская правда» и журнала «Смена». С 1962 по 1976 год работал литературным сотрудником, а затем фотокорреспондентом журнала «Советский Союз».
В фотографию Юрий Рыбчинский пришел в конце 1960-х. В это время одним из основных хобби советских людей было фотолюбительство. Техника была недорогой и доступной, а фотокамера давала возможность индивидуального самовыражения, которого не хватало в окружающей жизни.
В середине 1970-х Юрий Рыбчинский ушел из престижного журнала «Советский Cоюз» и вообще из журналистики. Он устроился в котельную истопником, а свободное время посвящал фотографии и литературному творчеству. В застойные 1970-е годы многие литераторы и художники уходили в дворники и истопники. Поэт Андрей Вознесенский даже описал этот социальный феномен в одном из своих стихотворений: «На место дворника гигантский конкурс — музы носятся на метле!..»
К середине 1980-х, в эпоху перестройки, творческая интеллигенция уже ушла из дворницких и котельных: труд и творчество этих людей оказались востребованы социумом. Но Рыбчинский всегда жил, действовал и творил вопреки…
Так, вопреки желанию сосредоточиться на собственном творчестве, он, познакомившись в 1980-е с московским художественным, литературным и фотографическим андеграундом, стал коллекционером.
Страсть к коллекционированию настигает человека так же неожиданно, как любовь. Хорошие коллекции не всегда требуют больших материальных инвестиций. В конце 1980-х — начале 1990-х годов Юрий Рыбчинский совместно с фотографом Эдуардом Гладковым начал собирать фотогра- фическую коллекцию. В это время в стране только-только возникал художественный рынок, а рынка фотографии практически не было, зато были прекрасные фотографы: Сергей Борисов, Валерий Щеколдин, Александр Слюсарев, Сергей Чиликов, Алексей Шульгин, Николай Бахарев, Владимир Соколаев, Борис Савельев, Андрей Безукладников, Александр Лапин, Игорь Мухин, Борис Михайлов и др. Иногда Юрий Рыбчинский и Эдуард Гладков менялись работами с этими авторами, ныне классиками российской фотографии. Иногда фотографии покупались за символическую цену, часто дарились. Авторы, не востребованные ни печатными изданиями, ни галереями, ни музеями, были рады тому, что кто-то собирает, любит, ценит и понимает их творчество.
В 1993 году Юрий Рыбчинский и Эдуард Гладков объявили о создании «Музея фотографических коллекций» — негосударственного фонда, который начал целенаправленную работу по сбору, хранению и пропаганде отечественного фотографического наследия. Коллекция пополнилась и работами классиков советского фотоавангарда: Александра Родченко, Бориса Игнатовича, Аркадия Шайхета и др.
Юрий Рыбчинский и Эдуард Гладков стали устраивать фотовыставки, которые требовали уже не только времени и сил, но и средств — хотя бы на то, чтобы обрамить произведения.
К середине 2000-х годов развивать коллекцию и заниматься ее популяризацией стало сложнее еще и потому, что в стране появились государственные музеи фотографии — в том числе наш музей, — фотогалереи и фотографический рынок.
В 2006 году МАММ сделал первую выставку избранных работ из коллекции Юрия Рыбчинского и Эдуарда Гладкова, а также издал книгу «Фотоэстафета. От Родченко до наших дней», составителем и научным консультантом которой был Юрий Рыбчинский. В 2007 году более 2 000 произведений из этого собрания были переданы Юрием Рыбчинским с согласия Эдуарда Гладкова в дар нашему музею.
Выставкой «Дар музею. Памяти Юрия Рыбчинского» мы отдаем дань замечательному фотографу, передавшему музею и свое творческое наследие, в том числе тысячи негативов. В 2008 и 2020 годах МАММ показал две персональные выставки Юрия Рыбчинского.
Эта выставка — дань уважения и выражение признательности всем коллекционерам, которые своими дарами развивают фонды самых различных музеев: художественных, исторических, краеведческих…
Музеи как художественные институции возникли сравнительно недавно. Крупнейшие из них были образованы на основе частных коллекций. В России это Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный исторический музей и др. Фонды музеев бесценны.
Без них нет истории искусства, а без истории искусства нет культуры.
Роль коллекционеров, которые открывают имена, видят талант раньше специалистов и массового зрителя, как, например, Щукин и Морозов, поддерживают своим вниманием и закупками художников-современников, а потом передают свои собрания музеям, переоценить невозможно. Имена коллекционеров остаются в истории искусств, как и имена художников.