Франк Орват. Проба модной съемки с Мате. Милан, Италия, 1950. © Frank Horvat
Франк Орват. Мате и Ягуар. Южный Кенсингтон, Лондон, Великобритания, 1955. © Frank Horvat
Франк Орват. Парочка, набережная Лувра. Париж, Франция, 1955. © Frank Horvat
Франк Орват. Мишель и Лоренцо. Рядом с Парижем, Франция, 1959. © Frank Horvat
Франк Орват. Шляпка «Givenchy». Для «JDM». Париж, Франция, 1958. © Frank Horvat
Франк Орват. Коко Шанель, модельер подглядывает за показом своей коллекции. Париж, Франция, 1958. © Frank Horvat
Франк Орват. Танцующая пара. Рио-де-Жанейро, Бразилия, 1963. © Frank Horvat
Франк Орват. Моник Дутто у выхода из метро. Для «JDM» Париж, Франция, 1959. © Frank Horvat
Франк Орват. Туфельки и Эйфелева башня. Для «Stern» Париж, Франция, 1974. © Frank Horvat
выставка завершилась
Франк Орват
Дом пятнадцати ключей
5 июня 2019 — 21 июля 2019
Стратегический партнер: Mastercard
При поддержке: Посольство Франции в РФ, Французский институт
В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку классика мировой фотографии, революционера и космополита Франка Орвата.
Франк Орват одним из первых сумел объединить fashion- и street-фотографию. Он вывел моделей из фотостудии на улицы, отказавшись от сложного театрального грима и неповоротливых, громоздких камер в пользу удобной и легкой «Лейки». Это стало настоящим переворотом в фотографии моды и оказало огромное влияние на развитие этого направления в ХХ веке.
В 1970-е годы Орват первым начал широко использовать в работе цифровые технологии, с энтузиазмом демонстрируя коллегам и публике возможности, которые «цифра» открывала для профессионального фотографа.
Ретроспективная выставка «Дом пятнадцати ключей» включает 200 фотографий мэтра, отметившего в этом году 91-й день рождения и 71-летие своей творческой деятельности.
В небольшом эссе, посвященном выставке, Франк Орват так комментирует ее название: «Почему ключи? Я нахожусь в том возрасте, когда человек оглядывается назад и пытается найти во всем этом смысл. Мне повезло заниматься фотографией на протяжении более 70 лет, за которые мир изменился больше, чем в какой-либо другой сопоставимый по длительности промежуток времени. Пожить в шести разных странах и посетить еще несколько. Думать, говорить и писать на 4 языках. Сфотографировать множество вещей, используя самые разные ракурсы и техники. Интересоваться вещами за пределами фотографии, например, писательством и выращиванием оливок.
Мой эклектизм имел свои минусы. Некоторые сомневались в моей искренности. Некоторые утверждали, что у моих работ нет собственного стиля, „как будто они сделаны 15 разными авторами“. Поэтому я перебрал все свои снимки (вернее все те, что сохранились) в поиске общего знаменателя. Но я нашел не один, а 15. Которые просматриваются (так или иначе) на протяжении всех этих лет. Я назвал их ключами».
Франк Орват родился в Италии, на территории нынешней Хорватии. В старшей школе увлекся фотографией. Чтобы купить первый простенький фотоаппарат, продал свою коллекцию марок. По словам фотографа, друг убедил его, что камера непременно принесет ему успех у девушек.
После окончания Второй мировой войны Орват изучал изобразительное искусство в Академии художеств Брера в Милане, потом работал дизайнером в одном из миланских рекламных агентств. В начале 1950-х Орват много путешествовал по Франции, Индии, Великобритании и снимал, вдохновляясь традициями итальянского неореализма и репортажами звезд фотоагентства «Магнум». В 1955 году один из снимков этого периода был включен Эдвардом Стайхеном в знаменитую экспозицию «Род человеческий» в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Это стало поворотным моментом в карьере Орвата.
По приглашению Black Star Publishing Company Франк Орват отправился в Лондон, где создал целую серию фоторепортажей, тонко раскрывающих особенности английского уклада жизни, соединяющего эксцентричность и крайний консерватизм. Орвату удалось визуально подчеркнуть этот контраст, обнаружить и обнажить гротеск и абсурдность в самых обыденных образах и ситуациях, сообщив им неоднозначность и символичность. Этот прием Орват использовал и в более поздних работах парижского периода.
В 1956 году Франк Орват окончательно обосновался в Париже. Получив работу в легендарном агентстве «Магнум», Орват проработал там всего три года и затем увлекся fashion-фотографией, не забывая использовать в своих съемках приемы и навыки, полученные за годы работы в фотожурналистике. Естественный свет и чистота линий сочетались в его работах с продуманностью мизансцен, которые по воле автора «притворялись» репортажными съемками.
Новаторский стиль Франка Орвата пользовался большим успехом. Он работал с ведущими модными изданиями, среди которых были Jardin des Modes, ELLE и Harper’s Bazaar. В начале 1960-х Орват стал одним из самых влиятельных и высокооплачиваемых молодых фотографов в области fashion-фотографии наряду с такими звездами, как Уильям Кляйн, Хельмут Ньютон, Жанлу Сьефф, Теренс Донован и Боб Ричардсон.
Несмотря на бесспорное признание, Франк Орват никогда не был скован рамками одного жанра. Он возобновил сотрудничество с «Магнумом», создал целую галерею портретов, запечатлев Федерико Феллини, Марчелло Мастрояни, Альберто Моравиа, Аньес Варда и других звезд кинематографа, выпустил книгу с цифровыми фотоколлажами в качестве иллюстраций к классическим сказкам. Он много работает, путешествует и участвует в выставках по всему миру.
На протяжении многих лет Франк Орват собирает собственную фотографическую коллекцию, обмениваясь работами с коллегами и близкими друзьями — Марком Рибу, Жанлу Сьеффом, Марио Джакомелли и др.