Анна Лялина. Кадр из видео «F=mg». 2018. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Анна Лялина. Кадр из видео «F=mg». 2018. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Анна Лялина. Кадр из видео «F=mg». 2018. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
выставка завершилась
В РАМКАХ XIII МЕЖДУНАРОДНОГО МЕСЯЦА ФОТОГРАФИИ В МОСКВЕ
«ФОТОБИЕННАЛЕ – 2020»
ПРЕДСТАВЛЯЮТ ВЫСТАВКУ
Анна Лялина
F=mg
В рамках программы «ШР в МАММ»
Анна Лялина, выпускница Школы Родченко (мастерская «Проектная фотография» под руководством Владислава Ефимова), в своей художественной практике часто обращается к темам пограничных состояний и условностей, связанных с социальными и административными нормами, психоэмоциональными табу и физическими границами личности.
На выставке представлена видеодокументация перформанса «F=mg», в котором художница исследует феномен «постоянных усилий, во много раз превосходящих результат». В качестве визуальной метафоры Лялина использует дидактическую игру для детей от 6 месяцев, предназначенную для развития психических функций: восприятия, мышления, внимания. В рамках перформанса из набора кубиков пяти цветов размером 10 на 10 сантиметров ей нужно было собрать башенку. Художница намеренно включила в этот процесс иррациональный элемент, с помощью которого изменила правила игры, наделив ее абсурдистскими чертами — «строительство» башни осуществлялось с помощью неповоротливого вилочного погрузчика весом 4 тонны.
В работе «F=mg» художница конструирует амбивалентную ситуацию, в которой ее перформанс, с одной стороны, можно рассматривать как психотерапевтический опыт или акт медитации, основанный на выполнении повторяющихся манипуляций и требующий предельной сосредоточенности. С другой — как отсылку к философскому мифу о Сизифе, повествующем о тщете усилий и абсурдности человеческого существования. Едва приблизившись к выполнению незамысловатой, на первый взгляд, задачи, художница вынуждена каждый раз начинать процесс заново. Проект Лялиной обнажает парадокс несоответствия приложенных сил и конечного результата. В ходе двухчасового перформативного действия художница получила острое отравление выхлопными газами (отравление легкой степени получили еще два человека), пробила стену зала и собрала только 7 кубиков. 3 из 10 были раздавлены.
Названием для проекта послужила формула, с помощью которой можно вычислить, какую силу следует приложить к массе, чтобы она двигалась с ускорением. Остается открытым вопрос, возможно ли в условиях хрупкого, изменчивого мироустройства определить количество и качество усилий, необходимых для достижения желаемого результата, или эта возможность ограничена нашей непреодолимой зависимостью от внешних обстоятельств.
Анна Лялина родилась в 1991 году в Туле. Живет и работает в Москве и Владимире. В 2019 году окончила Школу Родченко (мастерская «Проектная фотография» Владислава Ефимова). Работает в жанре перформанса, интервенции, партизанинга (изменение городской среды посредством уличного искусства) и паблик-арта. Участница арт-групп «К210» (команда самоорганизованного центра современного искусства; Владимир, 2019) и «Без названия» (совместно с Максимом Амельченко; с 2019 года по настоящее время). Участница более 40 выставок в Москве, Владимире, Туле, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Болонье, среди которых: «Полоса упускания» (Cube Moscow, AZOT Gallery, Osnova Gallery, Москва, 2020); «OUT. Наружу» («Торговые ряды», Владимир, 2019); «Простые чувства» (ГЦСИ Арсенал, Нижний Новгород, 2017); «Мир Машина» (Тульский историко-архитектурный музей, 2017). Куратор выставки «Мирное время» в Музее Парка Горького (Москва, 2020), фестиваля ленд-арта и лаборатории «Чисто поле» во Владимире (2019). С 2018 года преподает медиа-арт в РУДН и РАНХиГС.