Эрвин Блюменфельд. Одри Хепберн, актриса. Нью-Йорк. 1950-е. Швейцария, частная коллекция. © The Estate of Erwin Blumenfeld
Эрвин Блюменфельд. Сесил Битон, фотограф. 1946. Частичная соляризация. Швейцария, частная коллекция. © The Estate of Erwin Blumenfeld
Эрвин Блюменфельд. Лиза Фонсагривс на Эйфелевой башне Париж, 1939. Modernism Inc., San Francisco. © The Estate of Erwin Blumenfeld
Эрвин Блюменфельд. Обнаженная под влажным шелком. Париж. 1937. Швейцария, частная коллекция. © The Estate of Erwin Blumenfeld
Эрвин Блюменфельд. Вариант обложки для американского Vogue, «А ты сделал вклад для Красного Креста?», 15 марта 1945. Коллекция Генри Блюменфельда. © The Estate of Erwin Blumenfeld
Эрвин Блюменфельд. Три профиля. Вариант фотографии, опубликованной в Photograph Annual к статье «Цвет и свет». 1952. Коллекция Генри Блюменфельда. © The Estate of Erwin Blumenfeld
Эрвин Блюменфельд. In hoc signo vinces [Под этим знаком ты победишь]. 1967. Швейцария, частная коллекция. © The Estate of Erwin Blumenfeld
Эрвин Блюменфельд. Автопортрет. Париж. Ок. 1938. Коллекция Элен и Йорика Блюменфельдов. © The Estate of Erwin Blumenfeld
Эрвин Блюменфельд. Наталия Паско. Нью-Йорк. 1942. Коллекция Генри Блюменфельда. © The Estate of Erwin Blumenfeld
Эрвин Блюменфельд. Чарли. 1920. Коллаж, чернила, акварель, карандаш. Коллекция Элен и Йорика Блюменфельдов. © The Estate of Erwin Blumenfeld
выставка завершилась
МАММ представляет проект в рамках 10-го Международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2014» — ретроспективную выставку легендарного фотографа XX века — Эрвина Блюменфельда. Одна из центральных тем фестиваля в этом году — «Visual power» — творчество Блюменфельда — экспериментатора, новатора, одного из основоположников современной fashion-фотографии, как нельзя лучше ее иллюстрирует. В экспозицию вошли 268 работ, выполненных в период с 1910-х по 1960-е годы. Выставка включает документы, рисунки, коллажи, монтажи и фотографии, а также рекламные фильмы, выполненные по заказу американского универмага Dayton.
Расцвет искусства в период между мировыми войнами, напряженная социально-политическая ситуация в Европе, приход к власти нацистов в Германии, геноцид евреев, война, эмиграция — эти явления и события не могли не повлиять на судьбу Блюменфельда, не могли не найти отклик в работах художника.
В творчестве Эрвина Блюменфельда можно выделить несколько значимых для него направлений: коллаж и фотомонтаж; рисунок; автопортрет; фотографии в жанре «ню»; архитектурная фотография и fashion-фотография. Однажды открыв для себя новый жанр, художник постоянно обращался к нему на протяжении всей своей жизни, экспериментируя с цветом, формой и материалами, комбинируя различные техники для достижения максимальной выразительности.
Эрвин Блюменфельд родился в Германии, в семье немецких евреев, в 1897 году. Еще в школе он заинтересовался фотографией и сделал первые автопортреты. На смену портретам мечтательного юноши со временем пришли гротескные автопортреты с использованием всевозможных арт-объектов. В 1918 году Блюменфельд познакомился с художником-дадаистом Георгом Гроссом, был очарован идеями дадаистов и даже загорелся идеей принять участие в Первой международной ярмарке Дада, организованной при участии еще одной звезды авангарда — Франсиса Пикабиа. О периоде увлечения дадаизмом напоминают его рисунки, скетчи и язвительные карикатуры, выполненные карандашом, чернилами, акварелью — в общем всем, что было под рукой.
Двумя годами ранее Блюменфельд делает свои первые коллажи. В это время он серьезно занимался литературой, писал стихи и рассказы; именно поэтому его коллажи и фотомонтажи наполнены текстами. Блюменфельд жонглировал словами, буквами и пробелами, дополняя нарезки из фотографий и рисунков ироничными комментариями и провокационными названиями. В 1933 году, чувствуя необходимость выразить свое отношение к Гитлеру и растущей мощи нацистов в Германии, Эрвин Блюменфельд создал один из самых знаменитых коллажей — объединив негатив с изображением черепа с портретом Гитлера. Позже, в начале 40-х, в Париже, Блюменфельд развил эту тему, соединив изображение торса женщины с изображением головы теленка, озаглавив аллегорическую фигуру «Минотавр или Диктатор».
Переехав 1918 году в Нидерланды, Эрвин Блюменфельд открыл в Амстердаме небольшую портретную студию. В первую очередь Блюменфельда интересовали возможности художественного эксперимента при проявке пленки. «Моя настоящая жизнь началась с открытия магии химии, игры света и тени, двойственной природы негатива и позитива», — вспоминал художник. В 1936 году Блюменфельд уехал в Париж, где состоялась первая выставка его работ в Галери Бийе. Находясь под впечатлением от творчества французских авангардистов, особенно Ман Рея, Блюменфельд обратился к жанру «ню». Благодаря игре света и тени, силуэты приобретали неземные очертания, модели казались загадочными существами, скорее тенями. Позже, в 1950-е годы, обнаженные Блюменфельда стали более зримыми и осязаемыми.
В период увлечения черно-белой фотографией, Блюменфельд создал несколько шедевров в жанре архитектурной фотографии. На снимках Эйфелевой башни и Руанского собора Эрвину Блюменфельду удалось привлечь внимание к специфическим очертаниям зданий, подчеркнуть остроту граней, используя излюбленный прием чередования и переплетения тени и света.
В 1938 году состоялось знакомство Блюменфельда с выдающимся fashion-фотографом Сесилом Битоном, который помог ему заключить контракт с французским Vogue. Спустя год, Эрвин Блюменфельд уже работал обозревателем моды в Harper’s Bazaar, а в 1941 году вынужден был бежать с семьей из оккупированной нацистами Франции в США, где жил и работал до самой смерти, лишь изредка навещая Европу.
Именно в Нью-Йорке по-настоящему началась карьера Эрвина Блюменфельда — высокооплачиваемого fashion-фотографа. В конце 40-х Блюменфельд обратился к активным экспериментам с цветом, этому способствовало сотрудничество с ведущими модными журналами, для которых он создавал обложки, ставшие сегодня классикой мировой fashion-фотографии.
Последние годы жизни художник посвятил завершению автобиографии, начатой в 1950-е и, к сожалению, вышедшей в свет уже после его смерти — в 1975 году. И только 1979-м, через десять лет после его смерти, вышла книга Эрвина Блюменфельда «Сто моих лучших снимков».