Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Варвара Родченко - Фотограммы

Друзья, с 23 сентября по 8 октября музей закрыт на смену экспозиции.


Варвара Родченко
Фотограммы

Варвара Родченко.
Из проекта «Фотограммы» Варвара Родченко.
Из проекта «Фотограммы» Варвара Родченко.
Из проекта «Фотограммы» Варвара Родченко.
Из проекта «Фотограммы» Варвара Родченко.
Из проекта «Фотограммы» Варвара Родченко.
Из проекта «Фотограммы»

Варвара Родченко. Из проекта «Фотограммы»

Варвара Родченко. Из проекта «Фотограммы»

Варвара Родченко. Из проекта «Фотограммы»

Варвара Родченко. Из проекта «Фотограммы»

Варвара Родченко. Из проекта «Фотограммы»

Варвара Родченко. Из проекта «Фотограммы»

Москва, 26.03.2008—14.04.2008

выставка завершилась

Галерея «А-3»

Староконюшенный пер., д. 39 (карта проезда)
время работы: 12:00 - 20:00, вход бесплатный.

Поделиться с друзьями

Куратор: Александр Лаврентьев

Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии»

Куратор: Александр Лаврентьев

Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии»

Свернуть

О выставке

Мне всегда хотелось найти такую технику, в которой можно было бы создавать композиции из предметов без помощи карандаша, кисти и красок. Для работы в технике фотограммы (фотографии без аппарата) нужны были лишь ножницы и бумага, ленты и проволочки, цветы и листья, обыкновенная полиэтиленовая пленка или крупа. Раскладывая вещи под фотоувеличителем на фотобумаге, включая на секунды свет, можно получать разнообразные композиции из белых силуэтов на черном фоне.

Фотограммой я начала заниматься в середине 60-х годов. Первые опыты — это были простые композиции из листьев и цветов, разложенные в темноте лаборатории на фотобумаге под увеличителем. Постепенно технология усложнилась. Необычные эффекты, возникающие при засветке ткани и полиэтиленовой пленки, порождали таинственное пространство.

Один и тот же предмет можно экспонировать несколько раз, смещая его по поверхности бумаги. Различные по времени экспозиции света дают эффект полутонов и бесконечную возможность вариации контуров. Обычно плоский силуэт при многократной экспозиции дает впечатление объема. Если готовый отпечаток еще раз копировать контактным способом, получится черное изображение на белом фоне, как бы настоящая тень от предмета.

Каждая фотограмма уникальна, так как точно повторить композицию невозможно. Слишком много случайностей влияют на готовую работу: и настроение, с которым составляешь композицию из предметов, и чередования выдержек света, их длительность, и мельчайшие подвижки предметов.

В фотограммах, в отличие от обычной фотографии, результат получается немедленно, сразу. В фотограммах есть нерукотворность фактуры и точность рисунка. Их нельзя имитировать с помощью графики. В стеклянных предметах, оказывается, есть множество пузырьков, свет как бы блуждает в материале и оставляет на фотобумаге причудливые следы. Полупрозрачная ткань с крупной фактурой становится волнующимся океаном. Вата превращается в облака или волосы, а мелкая крупа или сахар — в звезды на ночном небе. Многие фотограммы потом были использованы при оформлении книг: на обложках, орнаментальных форзацах и даже в иллюстрациях. Эффекты фотограммы я пробовала применять при работе с фотомонтажом. При печати фотоизображений я раскладывала на фотобумаге какие-то дополнительные детали, изображавшие лучи света или свечение, фактуру или звезды.

Я начинала с простых композиций, потом был период сложных светотеневых полубеспредметных картин, а теперь мне нравится делать портреты. Получается волшебство техники, когда из обычных предметов на фотобумаге вдруг возникает лицо человека.

Чтобы изобразить лицо человека, надо немного бумаги, ниток или ваты, проволоки чтобы согнуть профиль и расположить все это, пытаясь подчеркнуть черты лица. В этот набор хорошо добавлять листья или цветы, которые становятся глазами с ресницами. Профиль или фас — наиболее естественные повороты для расположенной в плоскости фотобумаги композиции.

Варвара Родченко