С 21 по 23 октября в Посольстве Италии в Москве, а затем с 24 октября по 27 ноября — в московском Мультимедиа Арт Музее (МАММ), при обширной поддержке eni, в Посольство Италии в Москве приезжает «Портрет молодого человека» Джованни Беллини из Капитолийских музеев Рима.
В рамках Года итальянской культуры и итальянского языка в России, после «Дамы с единорогом» Рафаэля, «Головы медузы» Джан Лоренцо Бернини и двух портретов Лоренцо Лотто «Фебо да Брешиа» и «Лаура да Пола», проходит четвертая встреча из цикла «Шедевры из итальянских музеев. От Рафаэля до Караваджо». При обширной поддержке eni, из Капитолийских Музеев Рима в Посольство Италии в Москве, а затем в МАММ приезжает «Портрет молодого человека» Джованни Беллини.
Несмотря на то, что в коллекциях русских музеев очень много полотен, относящихся к эпохе венецианского Возрождения, в Российской Федерации нет ни одной картины кисти Джованни Беллини. Джованни Беллини — один из основных представителей венецианского Возрождения. Даже его современники считали его самым ярким художником своего поколения, а историки отмечают его неоценимый вклад в создание и развитие собственного стиля венецианской портретной живописи конца пятнадцатого века. В пятнадцатом веке обычной формой для итальянского портрета было изображение в профиль, которое расценивалось как самое характерное изображение человеческого лица, использовавшееся еще со времен классической античности, несмотря на его недостатки: смотрящий на портрет не может поймать взгляд написанного на нем человека. Это подтолкнуло художников к принятию фронтального изображения лица на портрете или изображения в три четверти, которые способны лучше передать характер человека. Если изначально такой способ представления использовали только некоторые художники из Северной Европы — Ян Ван Эйк и Мемблинг, — то в Венеции в новом формате стал работать именно Джованни Беллини, на которого, возможно, повлияло пребывание у Антонелло да Мессины, который находился тогда в городе на воде. Тот, в свою очередь, перенял эту живописную модель от северных художников. Несмотря на то что в Венеции, начиная с середины четырнадцатого века, в Палаццо Дукале были вывешены официальные портреты всех вновь назначенных дожей, до конца пятнадцатого века портреты частных людей были не так распространены. Заслуга Беллини была в том, что семейные портреты становятся естественным компонентом публичного и частного образа всех знатных семей Республики. Одним словом, портреты — это эквивалент фотографического альбома эпохи венецианского Возрождения.
Долго считавшаяся автопортретом Джованни Беллини, картина на самом деле изображает венецианского патриция, но мы не знаем, о ком именно идет речь. Детали туалета молодого человека сведены к минимуму: черный берет, скромный закрытый костюм, белый воротничок. Рассеянный и равнодушный к зрителю взгляд устремлен в неопределенное пространство. Это характерная черта для персонажей картин Беллини, имеющая вполне определенную цель: сохранить индивидуальность портрета и подчеркнуть преданность Государству.
В понедельник, 24 октября, полотно отправится в МАММ, где о нем расскажет профессор Росселла Леоне, куратор из Капитолийских музеев. В это время в МАММ проходит выставка “Allegoria Sacra” — видео, созданное творческой арт-группой “AES+F”, вдохновленной одноименным полотном Джованни Беллини, которое хранится в Галерее Уффици. Так же как на 54-й Биеннале три картины кисти Тинторетто были выставлены в «Павильоне Италия», так и в Москве, во время IV Московской биеннале современного искусства, «Портрет молодого человека» Джованни Беллини будет выставлен в музее современного искусства, окруженный работами современных художников, в своеобразном диалоге-контрасте с современным русским искусством.
Джованни Беллини «Портрет молодого человека»
Этот прекрасный портрет был создан приблизительно в 1490 году художником Джованни Беллини, написавшим внизу картины заглавными буквами свое имя. К этому моменту знаменитый венецианский художник стал одним из главных итальянских живописцев эпохи Ренессанса благодаря стилю, в котором радость цвета сочеталась с тонким и тщательно выполненным рисунком. И в этом портрете внимание сосредоточено на главном: светловолосый юноша задумчивым взглядом смотрит справа налево, его лицо и грудь написаны на фоне неба, на котором едва различимы облака. На молодом человеке строгое, черное платье, на правом плече едва заметна лента (также черная), которая указывает на ранг венецианского патриция, длинные волосы покрывает простая шапочка. Мы не знаем его имени, можем только догадываться или представлять себе его принадлежность высшему классу Светлейшей Венецианской Республики, не знаем мотивы, побудившие его заказать столь загадочный портрет у знаменитого венецианского живописца. Что это было: желание выставить себя напоказ, отпраздновать свое продвижение по карьерной лестнице или попытка остановить время, создать иллюзию преодоления физического распада и смерти?
Джованни Беллини демонстрирует в этом портрете, выполненном на доске из тополя, прекрасное владение стилем фламандской живописи и, в частности, знакомство с манерой Ханса Мемлинга. Искусство Фландрии, хорошо известное в Италии благодаря постоянным торговым связям, привило вкус к внимательной сдержанности, скрупулезному, порой даже беспощадному реализму. Уроки фламандцев Джованни Беллини сочетает со знанием другого стиля — стиля важнейшей фигуры итальянского Кватроченто Антонелло да Мессины, который на короткое время останавливался в Венеции в середине 70-х годов XV столетия: Антонелло и Беллини идут параллельными путями, создавая новую, прозрачную живопись, значительно отличающуюся от исканий живописцев центральной Италии, свое необычное видение Возрождения.
В римский Капитолий картина попала в 1750 году. К этому времени уже были открыты «Капитолийские музеи» с их большим собранием археологических экспонатов, формировавшемся со времен папы Сикста IV, который в 1471 году подарил «народу Рима» бронзовые статуи из Латерано (среди них были «Капитолийская волчица» и «Мальчик, вытаскивающий занозу»). В первой половине XVIII века появилась идея пополнить музей большим публичным собранием живописи — первым в Европе. Реализацией этой идеи занимаются папа Бенедикт XIV Ламбертини и кардинал Сильвио Валенти Гонзага, государственный секретарь и богатый коллекционер. Таким образом, для «Капитолийской картинной галереи» — так она называлась прежде, чем стала именоваться «Капитолийской пинакотекой» и была включена в «Капитолийские музеи» — были приобретены наиболее важные произведения искусства из двух знаменитых собраний, коллекции Сакетти (1748) и коллекции Пио. Картина Джованни Беллини происходит из коллекции Пио, проделавшей долгий путь, прежде чем попасть на Капитолий.
В момент перехода собрания в Капитолий картину по ошибке сочли автопортретом одного из венецианских живописцев, но недоразумение вскоре прояснилось. Знатоки XVIII века долго спорили между собой об атрибуции картины, пока единодушно не признали автограф Джованни Беллини. Более жаркими были споры о датировке картины, которая колебалась между самым началом 1480-х и 1515 годом, то есть последним этапом творчества художника. Действительно, отсутствие особых характеристик затрудняет датировку этой работы. В любом случае, картину предположительно можно датировать 1490 годом.