Heinz Hajek-Halke Katarina Berger, c. 1934 Gelatin silver print © Heinz Hajek-Halke / Michael Ruetz, Courtesy Augusta Edwards Fine Art.
Heinz Hajek-Halke Eisenbahnsignalmaste (Train signals), 1952 Gelatin silver print © Heinz Hajek-Halke / Michael Ruetz, Courtesy Augusta Edwards Fine Art.
Heinz Hajek-Halke (1898-1983) Traumende Fische [End of Dream Fish], Gelatin silver print © Heinz Hajek-Halke / Michael Ruetz, Courtesy Augusta Edwards Fine Art.
Heinz Hajek-Halke Untitled, 1930 Gelatin silver print © Heinz Hajek-Halke / Michael Ruetz, Courtesy Augusta Edwards Fine Art.
Heinz Hajek-Halke (1898-1983) Untitled, Gelatin silver print © Heinz Hajek-Halke / Michael Ruetz, Courtesy Augusta Edwards Fine Art.
Heinz Hajek-Halke (1898-1983) Untitled, c.1946 Gelatin silver print © Heinz Hajek-Halke / Michael Ruetz, Courtesy Augusta Edwards Fine Art.
выставка завершилась
Хайнц Хаек-Хальке. Немецкая экспериментальная фотография 1930–1960
Проект представлен Augusta Edwards Fine Art
В рамках «Фотобиеннале 2018» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку
«Хайнц Хаек-Хальке. Немецкая экспериментальная фотография 1930–1960».
Хайнц Хаек-Хальке родился в 1898 году в Берлине, детство и юность провел в Аргентине. После возвращения в Германию в 1915 году поступил в Берлинскую академию искусств, год спустя обучение пришлось прервать — он был призван в армию — служил на фронтах Первой мировой войны. Вернувшись, продолжил учебу и окончил академию в 1923 году. В 1924 году Хайнц Хаек-Хальке занялся фотографией и вскоре был приглашен на работу в информационное агентство «Пресс-Фото».
Хаек-Хальке работал редактором отдела иллюстраций, фотокорреспондентом, занимался коммерческими съемками. Много экспериментировал с различными фотографическими техниками, такими как: светомонтаж, двойная экспозиция, фотоколлаж и фотомонтаж.
В 1933 году Национал-социалистическая немецкая рабочая партия заказала Хаеку-Хальке документальный фильм, однако ему удалось избежать сотрудничества с нацистами и скрыться в Швейцарии, где он занялся научной фотографией и биологией. В 1939 году, по возвращении в Германию, фотограф был призван на военную службу. Во время Второй мировой войны он занимался аэрофотосъемкой и промышленной фотографией для немецкой армии.
После войны Хаек-Хальке присоединился к группе немецких фотографов- экспериментаторов «Фотоформ», оказавшей огромное влияние на развитие фотографии второй половины ХХ века. В 1951 году один из основателей группы Отто Штайнерт организовал первую из трех выставок под общим названием «Субъективная фотография», на которой были представлены работы звезд авангарда 1930-х годов, а также работы молодых немецких фотографов, среди которых был и Хайнц Хаек-Хальке. Выставка пользовалась большой популярностью, а термин «субъективная фотография», стал названием целого направления немецкой фотографии 1950 — 1960-х годов.
В середине пятидесятых годов Хаек-Хальке вернулся к изучению технологий, которыми интересовался в молодости — технике изготовления фотограмм без использования механической фотокамеры, а также созданию фотографических абстракций с помощью различных фотолабораторных методов, освоенных им еще до войны. Так, например, Хайнц Хаек-Хальке увлекался «проволочным монтажом» — создавал из гибкой проволоки конструкции, которые устанавливал на подсвеченные вращающиеся платформы. Круговое движение этих конструкций вкупе со смещением света в момент фотографирования создавало причудливые сложные образы.
В 1955 году Хайнц Хаек-Хальке был приглашен читать лекции по фотографии и графическому дизайну в Берлинской академии искусств. При жизни фотографа были опубликованы две его книги — «Экспериментальная фотография» и «Светографика».
В 2002 году в парижском Центре Помпиду была проведена первая ретроспектива Хайнца Хаека-Хальке, куратором которой стал легендарный Ален Саяг, а в 2012 году масштабную ретроспективу произведений Хаека-Хальке организовала Берлинская академия искусств.