Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | «Закрыв глаза, я слушаю Стамбул…»

Друзья, обращаем ваше внимание на то, что музей закрыт на ремонт. Следите за обновлениями на сайте и нашими страницами в социальных сетях!

Eng

«Закрыв глаза, я слушаю Стамбул…»
Собрание Павла и Анастасии Хорошиловых

Себа и Жоайе.
Галатский мост.
1885 Братья Абдулла.
Турчанка в паланкине седан.
1865 Братья Абдулла.
Турчанки.
1865 Себа и Жоайе.
Вид на пролив Босфор и Замок Европы и Азии.
Конец 1880-х Себа и Жоайе.
Собор Святой Софии.
Конец 1880-х Братья Гюльмез.
Панорама Константинополя. Залив Золотой Рог и Галатский мост.
1870-е Себа и Жоайе.
Дервиши.
1880-e Братья Абдулла.
Фонтан султана Ахмеда III.
1865 Паскаль Себа.
Интерьер собора Святой Софии.
1860-1870-e Себа и Жоайе.
Посадка на пароход. Принцевы острова. Константинополь.
1880-e

Себа и Жоайе. Галатский мост. 1885

Братья Абдулла. Турчанка в паланкине седан. 1865

Братья Абдулла. Турчанки. 1865

Себа и Жоайе. Вид на пролив Босфор и Замок Европы и Азии. Конец 1880-х

Себа и Жоайе. Собор Святой Софии. Конец 1880-х

Братья Гюльмез. Панорама Константинополя. Залив Золотой Рог и Галатский мост. 1870-е

Себа и Жоайе. Дервиши. 1880-e

Братья Абдулла. Фонтан султана Ахмеда III. 1865

Паскаль Себа. Интерьер собора Святой Софии. 1860-1870-e

Себа и Жоайе. Посадка на пароход. Принцевы острова. Константинополь. 1880-e

Москва, 17.09.2016—16.10.2016

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку турецкой фотографии XIX века «Закрыв глаза, я слушаю Стамбул…» из собрания Павла и Анастасии Хорошиловых. Основа экспозиции – фотографии Константинополя второй половины позапрошлого столетия.
Куратор: Анастасия Короткова

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку турецкой фотографии XIX века «Закрыв глаза, я слушаю Стамбул…» из собрания Павла и Анастасии Хорошиловых. Основа экспозиции – фотографии Константинополя второй половины позапрошлого столетия.
Куратор: Анастасия Короткова

Свернуть

О выставке

Закрыв глаза, я слушаю Стамбул —...
Птиц над Босфором плавное круженье
И рыбаков усталых голоса,
И плеск сетей, их трепет и скольженье,
И женской ножки в море погруженье —
Я слушаю Стамбул, закрыв глаза.
Орхан Вели Канык (1914-1950) *

Удивительная история Византии-Константинополя-Стамбула насчитывает не одно тысячелетие. За этот период он претерпел множество изменений, побывав столицей сразу трех империй: Римской, Византийской и Османской. С момента основания на полуострове, образованном проливом Босфор, бухтой Золотой Рог и Мраморным морем, в силу своего особого географического положения на границе Европы и Азии город был и остается стратегическим мостом для политиков, дипломатов, общественных и культурных деятелей разных стран.

Константинополь всегда приковывал внимание России, современный Стамбул вызывает не меньший интерес. Через Византию Русь приобщилась к богатейшему наследию Античности, достижениям европейской культуры и науки. Константинополь славянские народы называли Царьградом (город, где живет император — «царь»). В русских народных сказках с образом Царьграда связано представление о заморской стране с ее всевозможными чудесами. После принятия христианства значительно упрочились торговые и политические связи двух государств. В следующие века Российская империя считала себя преемницей духовных ценностей Византии.

История турецкой фотографии начинается в 1843 году, когда француз Жозеф-Филибер Жиро де Пранже создал дагерротип — панораму Константинополя. Первыми фотографами Османской империи были европейцы: в 1845 году венецианцы братья Карло и Джованни Найя открыли портретную фотостудию в центре турецкой столицы. В 1851 — 1854 годы в Константинополе работал знаменитый британец Джеймс Робертсон. В 1850-е годы на улице Гранд рю де Пера (сегодня улица Истикляль), где располагались посольства и представительства западных компаний, появляется множество фотоателье. Их главными клиентами были европейские путешественники, ученые, писатели, художники и архитекторы, которые хотели приобрести на память изображения турецкой столицы с оттенком восточного колорита. Новый импульс для развития фотографическое дело в Турции получило во время правления султана Абдул-Хамида II (1876 — 1909), который сам был фотографом и придавал большое значение фотодокументации архитектурных памятников и важнейших событий, происходивших в столице Османской империи.

Любимыми сюжетами для местных фотографов были мечети (символ города — Айя-София, или собор Святой Софии), экстравагантные дворцы, древние крепости Румелихисар и Едикуле, сохранившиеся античные и византийские памятники, Галатский мост и пролив Босфор, морские пейзажи, а также портреты жителей многонациональной империи.

В течение трех десятилетий, в 1850-е — 1880-е годы, главным фотографом Константинополя считался Паскаль Себа. Конкуренцию ему составляли швед Гийом Берггрен, а также семейные предприятия — студии братьев Гюльмез и братьев Абдулла, прославившихся видовыми фотографиями и портретами государственных деятелей. После смерти Паскаля Себа в 1886 году его дело продолжил сын Жан Паскаль Себа, ставший не менее известным фотографом. В 1880-е годы он работал совместно с французом Поликарпом Жоайе. Начиная с 1870-х годов, фотоателье появляются и за пределами турецкой столицы. Так, француз Альфонс Рюбеллан открыл студию в Измире, где можно было приобрести видовые снимки города и фотографии античных памятников Смирны.

В центральной части экспозиции представлена панорама Константинополя, выполненная Паскалем Себа в 1872 году.

Фотографические виды турецкой столицы, снятые с башни Беязыт и Галатской башни, позволяли показать живописную перспективу города и пользовались большой популярностью у туристов. Создание подобных панорам требовало большого мастерства фотографа, так как композиция собиралась из 10-12 хорошо подобранных друг к другу кадров.

Таким Константинополь видели фотографы середины — конца века XIX века. Благодаря сохранившимся снимкам мы имеем возможность познакомиться с фотографической историей одного из красивейших городов мира.

*Перевод стихотворения — Марина Ахмедова-Колюбакина

Russian Historical Society

Генеральные радиопартнеры

Chocolate Radio Business FM

Стратегические информационные партнеры

Журнал «Профиль» Газета.ru


Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia


Информационные партнеры

Первый канал bfm.ru RosPhoto The Vanderlust Русский пионер

Photographer.ru Courrier de Russie Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств Сlub.foto.ru

ArtTube Арт-Гид