Эрик Булатов. Эскиз к картине «Стой — иди» (вариант). 1974. Бумага, цветной карандаш. Собрание Дениса Химиляйне
Эрик Булатов. Горизонт (вариант картины 1971—1972 годов). 1982. Бумага, цветной карандаш, гуашь. Собрание Владимира Антоничука
Эрик Булатов. Живу дальше. 1998. Бумага, цветной карандаш. Собрание автора
Эрик Булатов. Тучи растут. 2003. Бумага, цветной карандаш. Собрание автора
Эрик Булатов. Вход — входа нет. 1978. Бумага, цветной карандаш, картонная подложка. Cобрание Aksenov Family Foundation
выставка завершилась
ЭРИК БУЛАТОВ
Живу дальше. Лаборатория художника
Кураторы: Ольга Свиблова, Анна Зайцева, Мария Лаврова
К 90-летию классика российского и мирового современного искусства Эрика Булатова наш музей подготовил его выставку «Живу дальше. Лаборатория художника».
На выставке будет представлено более 100 работ художника: семь картин и рисунки. В таком объеме рисунки Эрика Булатова будут показаны впервые. Они дают возможность увидеть, как зарождается и развивается художественный замысел автора, а иногда работы «мучают» Эрика Булатова десятилетиями, пока, наконец, не находится одно-единственное решение, получающее свое воплощение на холсте. Подзаголовок названия выставки «Лаборатория художника» достаточно точно выражает ее замысел.
В фокусе нашего внимания оказались прежде всего рисунки, в которых Эрик Булатов работает со словом. В начале ХХ века русский авангард начинает использовать слово как сюжет художественного произведения. Александр Родченко, Эль Лисицкий, Густав Клуцис и др. работают в первую очередь с большевистскими слоганами. Эти слоганы не предполагали проблематизации, нескольких прочтений, они должны были воздействовать на зрителя с огромной суггестивной силой. В стране, где произошла Октябрьская революция, где более половины населения было неграмотным или малограмотным, лозунги новой советской власти должны были легко считываться и с директивной ясностью воздействовать на сознание людей. Шрифты и перспективные решения русского авангарда решали эти задачи. Их работы обладали абсолютной visual power. Позже приемы русского авангарда стали использоваться в советских плакатах, а также повлияли и влияют до сих пор на мировой графический дизайн.
В современном искусстве текст становится важнейшей частью произведения у московских концептуалистов Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова и др. Эрик Булатов, которого с кругом московских концептуалистов несколько десятилетий связывала тесная дружба, работает со словом принципиально по-другому.
Изначально Эрика Булатова интересует пространство картины. Оно у него уникальное, многослойное, уходящее вглубь картины и за ее пределы и одновременно раскрывающееся изнутри картины на зрителя. Это пространство имеет сложную архитектонику взаимодействия разных перспективных систем. Кроме чисто изобразительных свойств, оно имеет сложную ментальную топографию: пространство социальное — плоское; пространство реальное — уходящее в глубину (неслучайно Эрик Булатов строит свой диалог с русской пейзажной живописью XIX века); пространство метафизическое — из которого на зрителя идет свет и в которое «улетают» слова на картинах Булатова.
Свет и горизонт — важнейшие элементы топологии картин Булатова. Слово в работе Булатова — это прежде всего пространственный образ. Интересно, что первые персональные выставки в конце 1980-х — начале 1990-х годов состоялись у Эрика Булатова за рубежом. Зарубежные кураторы и зрители не могли без перевода на этикетках картин понять смысла слов, написанных кириллицей. В 1988 году первой персональной выставкой советского художника в Центре Помпиду в Париже была выставка Эрика Булатова, и она имела огромный успех. Французские зрители и пресса были загипнотизированы картинами художника.
Эрик Булатов пользуется советскими шрифтами, берущими свое начало от русского авангарда, но в пространстве картин и рисунков Булатова эти шрифты семантически работают по-другому. У русского авангарда и в советском плакате шрифт артикулирует единственное конвенциональное значение слова, у Эрика Булатова слова приобретают многозначность, смысловую поливалентность. Мы попадаем в пространство мерцающих смыслов, зависящих от того, в какую позицию ставит себя наблюдатель картины.
Эрик Булатов часто использует в своих работах поэзию Всеволода Некрасова, но вносит в нее художественные «правки». Например, «живу и вижу» Некрасова превращается у Булатова в «живу — вижу», пластическую метафору, где появляется мерцание смыслов.
Нельзя назвать рисунки Булатова эскизами к картинам, даже если некоторые из них на первый взгляд такими кажутся. Это законченные произведения, как правило с детальнейшей проработкой пространства. А пространство у Булатова — и есть та магия, которая его слова, в том числе апроприированные им по-своему стихотворные тексты Всеволода Некрасова, превращает в актуальное искусство.
Выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» — плод коллективных усилий Мультимедиа Арт Музея, Москва, Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА», галереи pop/off/art и частных коллекционеров.
МАММ выражает благодарность за предоставление работ для выставки:
Государственную Третьяковскую галерею
и лично ее генерального директора Елену Проничеву;
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и лично его директора Елизавету Лихачёву;
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» и лично его директора Ольгу Галактионову;
Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»
и лично Екатерину и Владимира Семинихиных;
Галерею pop/off/art
и лично Сергея и Ольгу Поповых;
Aksenov Family Foundation
и лично Валентину и Дмитрия Аксёновых; Юлию Анненкову и Дмитрия Александрова; Владимира Антоничука;
Лилию и Максима Басовых; Паруйра и Екатерину Давтян; Бориса Исаенко;
Антона Козлова;
Александра Малюгина;
Екатерину Милорадову;
Ивана Филонова;
Дениса Химиляйне;
Ксению Чилингарову,
а также коллекционеров, пожелавших остаться инкогнито.
Музей выражает особую благодарность Екатерине и Владимиру Семенихиным, которые поддержали издание каталога выставки и которые на протяжении многих лет поддерживали выставочные и издательские проекты Эрика Булатова, в том числе его важнейшую в России ретроспективную выставку в Государственной Третьяковской галерее в 2006 году.