Михал Соларски. Санаторий «Мисхор». Крым, Россия, 2016. Цифровой отпечаток. Собрание автора
Дмитрий Лукьянов. Санаторий «Альянс». Железноводск, Россия, 2016. Цифровой отпечаток. Собрание автора
Дмитрий Лукьянов. Санаторий «Альянс». Железноводск, Россия, 2016. Цифровой отпечаток. Собрание автора
Дмитрий Лукьянов. Санаторий «Амра Интернешнл». Абхазия, 2016. Цифровой отпечаток. Собрание автора
Дмитрий Лукьянов. Санаторий «Амра Интернешнл». Абхазия, 2016. Цифровой отпечаток. Собрание автора
Рене Фицек. Армения, 2016. Цифровой отпечаток. Собрание автора
Дмитрий Лукьянов. Санаторий «Амра Интернешнл». Абхазия, 2016. Цифровой отпечаток. Собрание автора
Дмитрий Лукьянов. Санаторий «Амра Интернешнл». Абхазия, 2016. Цифровой отпечаток. Собрание автора
Михал Соларски. Санаторий «Ходжа Оби Гарм». Таджикистан, 2016. Цифровой отпечаток. Собрание автора
Наталия Куприянова. Санаторий «Клязьма». Московская область, Россия, 2016 Цифровой отпечаток. Собрание автора
Рене Фицек. Санаторий «Джермук». Армения, 2016. Цифровой отпечаток. Собрание автора
Михал Соларски. Санаторий «Аврора». Киргизия, 2016. Цифровой отпечаток. Собрание автора
выставка завершилась
Манежная площадь, д. 1 (
www.moscowmanege.ru
XII Международный месяц фотографии в Москве «Фотобиеннале 2018»
Каникулы в советских санаториях
Ольга Иванова, Дмитрий Лукьянов, Наталия Куприянова, Михаил Соларски, Рене Фицек
Куратор: Мариам Омиди
Экспозиция: Нина Левитина
В рамках «Фотобиеннале 2018» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Каникулы в советских санаториях». Идея проекта, результатом которого стала книга, возникла у британской журналистки Мариам Омиди, пишущей для ведущих британских изданий о постсоветском пространстве, во время посещения одного из санаториев Таджикистана, работающего с советских времен.
Отдых в классическом советском санатории произвел на Мариам Омиди неизгладимое впечатление. Вернувшись из поездки, Омиди немедленно запустила на краудфайндинговой платформе Kickstarter кампанию по сбору средств на экспедицию по действующим советским санаториям и выпуск фотоальбома.
Марьям Омиди собрала интернациональную команду молодых талантливых фотографов и наметила маршрут экспедиции. Он включал 13 стран: Абхазия, Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Молдова, Россия, Таджикистан, Украина и Узбекистан. Омиди составила список, в который вошли самые известные советские санатории. Из него команда выбрала только действующие и максимально сохранившие свой первозданный архитектурный облик объекты. Посетив санатории, участники проекта обнаружили, что этим «динозаврам», пришедшим из другого мира, удалось освоиться в новом времени и даже органично вписаться в новую действительность, помимо вполне современных спа-процедур предлагая нечто гораздо более захватывающее - ностальгическое погружение в советскую утопию.
На выставке представлены работы выпускника Школы фотографии и мультимедиа имени Родченко Дмитрия Лукьянова, молодого московского фотографа Оли Ивановой, немецкого фотожурналиста Рене Фицека и польского фотографа, работающего в Лондоне в области документальной и рекламной фотографии Михала Соларски, а также Натальи Куприяновой.
В последнее время во всем мире наблюдается всплеск интереса к советской архитектуре. Проект «Каникулы в советских санаториях» - яркое тому подтверждение. Однако этот проект не только про архитектуру, но и рассказ о том, что происходит с человеком, оказавшимся внутри другой, «санаторной» реальности.
Посещение курортов во все времена было привилегией избранных. Советская власть, впервые в истории открыла курорты для всех. Самым ярким символом коммунистической утопии и квинтэссенцией заботы государства о человеке стали санатории. Каждый советский гражданин, который не покладая рук работал на благо родины во имя светлого будущего, мог получить награду. Ее воплощением была путевка в санаторий. Право на эту привилегию мог заслужить каждый: и рабочий, и крестьянин, и учитель, и ученый. Уже в 1920-х годах Советская власть переоборудует под санаторий для рабочих и крестьян Ливадийский дворец - бывшую резиденцию российских императоров.
С 1930-х годов советские санатории начинают возводиться на всем пространстве Советского Союза как культовые сооружения. Сталинские санатории, что в Сочи, что в Норильске, несут на себе отпечаток господствующего в это время стиля сталинского ампира. Особенно мощный всплеск строительства санаториев отмечается с конца 50-х – начала 60-х годов на фоне типовой жилищной застройки, которая также расцветает в эти годы. Проектирование санаториев и их интерьеров поручалось ведущим советским архитекторам и было отдушиной, позволявшей реализовать авторские проекты. Учитывая особую социальную значимость санаториев, внимание обращалось и на качество стройки, и на качество отделки интерьеров, что позволило многим из этих санаториев сохраниться и функционировать до сих пор. И на российском, и на постсоветском пространстве эти санатории дают возможность для увлекательного исследования стилей, которые более полувека спустя стали историей архитектуры и дизайна. Значительная часть проекта посвящена прежде всего этой теме. Не менее интересны и те фотографии, на которых присутствуют сотрудники санаториев или отдыхающие.
Любой санаторий всегда помещает человека в другую реальность, выключающую его из привычных социальных ролей и привычного распорядка жизни, подчиняя его режиму массажей, лечебных процедур, гимнастики, прогулок, строго фиксированных приемов пищи, жестко регламентированного расписания сна и бодрствования. Скинув привычные одежды и облачившись в санаторные халаты, подчиняясь требованиям медицинского и обслуживающего персонала, люди оказываются равны и одиноки. Пребывание в санатории заставляет прислушаться к собственному телу, тогда когда жесткий ритм повседневности требует от человека обратного.
Жизнь в санатории – отдельный социальный феномен, специфически проявляющий и одновременно нивелирующий человеческое «я». Эта тема исследовалась великими писателями, как например, Томас Манн («Волшебная гора»), великими кинематографистами, в том числе Андреем Тарковским («Ностальгия») или Паоло Соррентино («Молодость»). В проекте «Каникулы в советских санаториях» она нашла интересное фотографическое воплощение.