Токио. Бумага, карандаш, тушь. 2009
Венеция. Сан Марко. Бумага, тушь, кисть. 2013. Премия Award of Excellencе Международного конкурса Американского общества архитектурных графиков (ASAI) Architecture in Perspective 2015.
Барселона. Каса-Мила. Бумага, тушь коричневая, кисть. 2013
Стамбул. Айя-София. Бумага, акварель.2016. Премия «Специальное упоминание Жюри» Международного конкурса Американского общества архитектурных графиков (ASAI) Architecture in Perspective 2017.
Москва. Триумфальная площадь. Бумага, акварель. 2016
выставка завершилась
20 июля в МАММ откроется выставка рисунков и акварелей архитектора Сергея Кузнецова — «путевые заметки» из 40 городов мира и эскизы к проектам.
В доцифровую эпоху архитекторы были обязаны хорошо рисовать — у них не было другого выхода, не было компьютерных программ, создающих убедительные 3D-визуализации проектов. Мастерство оттачивали в путешествиях. Зодчие, от Пиранези до Ле Корбюзье, отправлялись в иные города и страны за вдохновением, изучали опыт предшественников, воспитывали глаз и тренировали руку, зарисовывая впечатлявшие их здания и виды. В России яркими представителями этой традиции были такие значимые архитекторы XX века, как Иван Жолтовский и Иван Фомин, Борис Иофан и Алексей Щусев. Традиция архитектурных пленэров живет и сегодня: Сергей Кузнецов — один из самых последовательных и увлеченных ее практиков.
В студенчестве он освоил инструменты компьютерной графики, мастерски делал рендеры. Получив этот опыт, понял, что «машина» не может заменить уникальное взаимодействие глаза, ума и руки, возникающее в процессе рисования с натуры, и вернулся к бумаге, карандашу, перу, туши и акварели. С 2006 года выезды на пленэр стали системной и неотъемлемой частью его жизни и профессионального саморазвития.
Варьируя техники и материалы, автор подчеркивает в объектах изображения разные черты их характера. Например, кистью и коричневой тушью выявляет мощную пластику архитектуры Гауди в Барселоне. Мягким карандашом закручивает ярусы деревянной пагоды в Киото, усиливая ее стремление ввысь.
«Портретирование» исторических зданий дает творческие импульсы для архитектурной практики. Так, конструкции ультрасовременного Дворца водных видов спорта в Казани, спроектированного в бюро SPEECH, «выросли» из стрельчатых арок Руанского собора. А детализация поверхностей офисного здания на Ленинском проспекте берет начало в фактурных венецианских фасадах.
Постепенно анализ пластики, пропорций и деталей сменился желанием прочувствовать и выразить, прежде всего, атмосферу, эмоциональное воздействие зданий и пространств. Все чаще выбирается акварель — за возможность создавать легкие, быстрые, преображенные личным переживанием «слепки» реальности. Этот путь от рисунка-наблюдения к рисунку-впечатлению отражен в разделах выставки.
В 120 работах представлена и обширная география художественных опытов. Точка постоянного притяжения — конечно, Италия, особенно Венеция. Но не только. Нью-Йорк, Мехико, Буэнос-Айрес, Токио, Гонконг, Стамбул, Тель-Авив, Барселона, Прага, Москва, Владивосток, Бухара... Бывая в разных городах мира, Сергей Кузнецов всегда старается найти время для рисунка. Так он изучает и вбирает в себя жизнь улиц, площадей, парков и набережных. Это для него и метод познания, и медитация, и лучший способ установить с любым городом и архитектурным объектом свой личный контакт.
1977 Родился в Москве 25 июля
1995 — 2001 Учёба в Московском архитектурном институте /МАрхИ/. Факультет Жилищно-общественного строительства /ЖОС/. Диплом архитектора.
2003 Партнер и генеральный директор архитектурной мастерской «С. П. Проект».
2006 Вместе с архитектором Сергеем Чобаном основал бюро SPEECH.
2006 — август, 2012 Руководящий партнер бюро SPEECH Чобан & Кузнецов.
В числе реализованных построек — офисное здание на Ленинском проспекте, жилой дом «Гранатный 6», жилой комплекс «Грюнвальд», деловой центр «Аквамарин» на Озерковской набережной в Москве, Микрогород «В лесу» в Московской области, Дворец водных видов спорта в Казани, Музей архитектурного рисунка в Берлине, Медиацентр Олимпиады в Сочи.
20 августа 2012 Назначен главным архитектором Москвы и Первым заместителем Председателя Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы.
Выставки
2010 Соавтор проекта и дизайна экспозиции «Фабрика Россия» Российского павильона на XII Архитектурной Биеннале в Венеции.
2012 Сокуратор экспозиции «i-city/i-land. Проект Сколково» Российского павильона на XIII Архитектурной Биеннале в Венеции. Экспозиция получила специальный приз /Special mention/ жюри Биеннале.
2013 Экспозиция «От рисунка к зданию» представила графику Сергея Кузнецова и Сергея Чобана в рамках выставки АРХ Москва NEXT!
2014 Участник выставки «Только Италия! Архитектурная графика XVIII–XXI веков» в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи
Куратор выставочного проекта параллельной программы XIV Архитектурной биеннале в Венеции «MOSKVA: urban space»/ «МОСКВА: пространство города».
2016 Куратор экспозиции Российского павильона на XV Архитектурной Биеннале в Венеции V. D. N. H. URBAN PHENOMENON.
Рисунки Сергея Кузнецова экспонировались на выставке «Проект SPEECH» в МАММ.
Участник выставки «Только Италия. Архитектурный пейзаж с восемнадцатого века до наших дней» в Национальном институте графики Рима.
2014, 2017 Лауреат конкурса «Аrchitecture in Perspective» Американского общества архитектурных иллюстраторов /ASAI/
Книги
2014 В издательстве SKIRA /Италия/ вышел альбом «Sergey Kuznetsov. Architecture Drawings».