Роберт Вьятт. Sloane Party. Стилист Люси Эвинг. Впервые опубликовано в «Guardian Weekend», декабрь 1997© Robert Wyatt
выставка завершилась
Манежная площадь, д. 1 (
www.moscowmanege.ru
Мода и фотография в Британии: 1960-1990-е
Речь на выставке идет о Британии. Не о той Британии, которую мы привыкли видеть на туристических проспектах с их виски и коттеджами, призванными символизировать «добрую старую Англию». И не о буржуазной или, наоборот, поп-Британии; всем известно, что мы знамениты на весь мир своими поп-группами, виски и кашемировыми свитерами...
Мы пытаемся предложить другой взгляд на Британию — тот, который иллюстрирует, надеемся, то особенное, что есть в нашей нации. Эту тему можно назвать «Британию — на продажу» — не в отрицательном смысле, а потому что нам действительно есть что предложить миру — что-то оригинальное и свойственное только нам. Это наш взгляд на нас самих, но не на тех, которыми мы хотим себя видеть, а на тех, которыми мы являемся на самом деле. Этот посыл легко можно перепугать с программой британского правительства, которое еще на выборах в мае 1997 года решило обновить представление мира (в первую очередь экспортеров и туристических агентств) о Британии под лозунгом «Cool Britannia». На самом деле наша идея восходит к специальному номеру «Sunday Times Magazine» 1966 года, посвященному искусству и поп-культуре Британии 60-х. С тех пор прошли тридцать лет, но мы видим много общего между «свингующими 60-ми» и «крутыми 90-ми» — в первую очередь всеобщий энтузиазм по поводу параллельных стилевых идей в моде, дизайне, музыке, кино и искусстве. Наша выставка посвящена именно моде, потому что мы считаем, что мода — это основной элемент культурного выражения. «Посмотри на меня» — это новый тип выставки о модной фотографии. Хотя она включает работы лучших представителей жанра — Нормана Паркинсона, Хельмута Ньютона, Ника Найта и Юргена Теллера, она также изучает, каким образом фотографы из разных областей — от документалистов до собственно фотографов модных съемок — использовали одежду как символ стиля. И, признавая роль журналов и рекламных щитов, мы также включили материалы из документальных архивов, часто снятые просто на улицах.
Когда мы только обдумывали выставку об отношениях моды с фотографией, предполагалось, что она будет посвящена только талантливым авторам 90-х годов. Позже наше желание расширить рамки выставки было продиктовано чувством, что сейчас подходящее время пересмотреть нашу недавнюю историю и то, как она повлияла на современную модную фотографию. Так в сложившемся у нас сюжете возникли ключевые моменты — например, влияние поп-куль- туры на искусство и фотографию и рост нашего интереса к собственной сексуальности и уличной культуре. «Посмотри на меня» открывается новаторским для своего времени «фотонатурализмом» 60-х и 70-х, запечатленным в таких журналах, как «Nova» и «Нопеу». В 80-е появились радикальные молодежные издания («The Face», «i-D»), которые изменили наше представление об уличном стиле. Параллельно с этим происходила глобализация моды, когда популярные марки одежды покорили весь мир и все заговорили на расовую тему и тему сексуальности. 90-е неизбежно стали свидетелем явного возвращения к гламуру уже с опытом гранжа и идей борьбы с диктатом моды. Имея десятилетний бэкграунд радикальных экспериментов в моде (как в дизайне одежды, так и в фотографии), неудивительно, что новое поколение фотографов, закончивших британские художественные школы, вовлечено в среду моды, используя ее как средство выражения таких тем, как стиль и индивидуальность.
И наконец, эта выставка никогда бы не получилась без сотрудничества с 36 участвующими в ней фотографами, которые дали согласие на использование их работ.