Юрий Рост. Отар Иоселиани © Юрий Рост
Юрий Рост. Браты © Юрий Рост
Юрий Рост. Юрий Норштейн © Юрий Рост
Юрий Рост. Илья Кабаков © Юрий Рост
Юрий Рост. Георгий Данелия © Юрий Рост
Юрий Рост. Зуб болит © Юрий Рост
Юрий Рост. Свинарки © Юрий Рост
Юрий Рост. Мирные времена © Юрий Рост
Юрий Рост. Баскетболисты © Юрий Рост
Юрий Рост. Мама в коммуналке © Юрий Рост
Юрий Рост. Даниил Гранин © Юрий Рост
Юрий Рост. Отар Иоселиани и Анри Картье-Брессон © Юрий Рост
выставка завершилась
ул. Бориса Ельцина, д. 3
yeltsin.ru
Москва
Центральный выставочный зал «Манеж»
Екатеринбург
Ельцин Центр
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
ПРЕДСТАВЛЯЮТ ВЫСТАВКУ
Юрий Рост
Люди
13 февраля 2019 — 10 марта 2019
Стратегический партнер музея: Mastercard
Куратор: Елена Мисаланди
В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет ретроспективную выставку «Люди» к 80-летию Юрия Роста — российского фотографа, журналиста, писателя и путешественника.
Новая повесть фотографа о человеке, собранная в пространстве ЦВЗ «Манеж», представляет собой воспоминания о его жизни, о жизни других людей через фотографию и написанные им рассказы. По собственному признанию, Юрий Рост никогда не считал себя именно фотографом, а скорее просто «усиливал» свои тексты визуализацией для создания целостного повествования.
Представленный проект «Люди» посвящен человеку как личности, которую Рост находил и в академиях, и забытых деревнях. Рост входит в интимный круг, становится соразмерен герою снимка, продолжая традицию гуманистической фотографии Анри Картье-Брессона.
Юрий Рост родился в Киеве, окончил Киевский институт физкультуры, а потом факультет журналистики Ленинградского государственного университета. С конца 1960-х годов, более десяти лет Юрий Рост был специальным корреспондентом газеты «Комсомольская правда», позже работал фотокорреспондентом и обозревателем еженедельника «Литературная газета», с 1994 года был автором и ведущим программы «Конюшня Юрия Роста», работал в «Московских новостях» и «Общей газете». В настоящий момент Рост — обозреватель и фотокорреспондент «Новой газеты», а также автор и ведущий документального цикла «Рэгтайм, или Разорванное время» на телеканале «Культура».
Рост является лауреатом многих премий — за цикл фотографий «Групповой портрет на фоне века» он был награжден Государственной премией РФ в области литературы и искусства 2000 года, за высшие достижения в литературе и искусстве — независимой общенациональной премией «Триумф 2000», кроме того, в 2005 году Рост завоевал премию Правительства РФ в области печатных средств массовой информации, а в 2008 — его фотоальбом «Групповой портрет на фоне века» был назван «Книгой года» на XXI Международной книжной ярмарке.
Мой друг Винсент Шеремет ‒ воздухоплаватель, философ и поэт ‒ легко перемещался во времени и пространстве. Удалялся от друзей и любимых навсегда и приходил к ним снова, когда слово «навсегда» желтело и опадало, оголяя его жизнь до следующей весны отношений; он вставал из-за пирующего, горюющего или размышляющего вслух застолья, чтобы уединиться и отдохнуть от проявления чувств, и уходил, оставив на всякий случай дверь открытой. И всякий случай, момент, повод использовал для того, чтобы тихо вернуться за стол. Но иногда (а с годами все чаще), возвращаясь, он уже не заставал тех, кого он любил и кто любил его. Эти дорогие ему люди не так свободно общались с судьбой, и она уводила их по одному, не спрашивая согласия.
Время научило Винсента, что не надо прилагать усилия, чтобы уединиться. Прилагать усилия надо, чтобы не остаться одному.
Он, седой, но все еще крепкий, объяснял мне, сидя на забытом причале несудоходной реки Скитсы, где работает бакенщиком, что человек, утрачивая память, теряет и жизнь, и что память ‒ это работа, как любая другая, только оплачивается лучше и не облагается налогом.
В крохотной каютке выброшенного на берег дебаркадера он жил среди фотографий людей, составлявших его память. Это были изображения людей, близких мне и мною же сфотографированных в разные годы.
Его сентенцию о том, что собственная жизнь состоит из множества других жизней, я знал по прошлым нашим беседам и поэтому не удивился. Отбор был точен и коллекция велика.
На столе стояла чекушка с коричневой головкой и картонным перевернутым колпачком-пробкой, которую он поддел мизинцем, предварительно ручкой ножа обстучав сургуч, и миска соленых огурцов. Достав из фанерного ящика с надписью «Папиросы „Пушка“ сорт второй» хлеб и стаканчики, он спросил, кивнув на ряд фотографий женщин и мужчин разного возраста:
‒ Помнишь?
Я стал говорить:
‒ Слава Францев ‒ великий сердечный хирург ‒ и художник Мишико Чавчавадзе, осиротившие мою дружбу; Андрей Дмитриевич Сахаров, Параджанов; рядовой войны Алексей Богданов из Каргополя, гениальная художница из-под Чернобыля Мария Примаченко; Булат Окуджава и Раневская; алтайский метеоролог Анатолий Дьяков; Сарьян, Марина Неелова, Лосев; три белгородских свинарки, Белла, Битов, кровельщик и энциклопедист Иван Духин, академик Лихачев, сельский батюшка Павел Груздев, Юра Шевчук, любитель кофе в Батуми; Галина Уланова, пинежские бабушки Уля и Дарья... Дальше идут...
‒ Так помнить ‒ это не работа, ‒ сказал он, перебивая. ‒ Наливай!
Так, как я вспоминаю их на выставке «Люди», тоже не работа. Просто это свидетельство, что я еще жив.
P. S. Фотографии, подчиняясь законам экспозиции, расположены не в той последовательности, которую я наблюдал на стене дебаркадера.
Юрий Рост