Вильям Каррик. Русские типы. Санкт-Петербург. 1860-е. Серебряно-желатиновый отпечаток. Частное собрание
Неизвестный автор. Лето в родовом имении Петра Дурново (министр внутренних дел России) Трескино Саратовской губернии. 1914. Серебряно-желатиновый отпечаток. Из архива Надежды Дурново
Неизвестный автор. Автомобиль – сани Николая II в руках революционного народа. Петроград. 1917. Яков Штейнберг. Первые дни революции. Петроград. 1917. Серебряно-желатиновый отпечаток. Частное собрание
Аркадий Шайхет. Собрание в колхозе. 1928. Ходоки и странники. 1924. Серебряно-желатиновый отпечаток. Частное собрание
Юрий Рыбчинский. Ларек. Белгородская область. 1970-е. «Из гостей». Переславль-Залесский. 1979. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание автора
Александр Родченко. Дочь. Москва. 1927. Мать и дочь. Москва. 1926. Мать, дочь и жена. Москва. 1930. Серебряно-желатиновый отпечаток. Частное собрание
Елизавета Микулина. «Прикури». Концерт для выздоравливающих. Сыновья пришли навестить отца. Раненых с дороги угощают чашкой чая. Эвакогоспиталь №2386. 1942. Серебряно-желатиновый отпечаток. Частное собрание
Вячеслав Бутузов. Помывка дочки в коммунальной квартире. Москва. 1952. Серебряно-желатиновый отпечаток. Частное собрание
выставка завершилась
Выставка «Маленькая фотография» представляет уникальные фотоматериалы классиков отечественной фотографии — Александра Родченко, Сергея Прокудина-Горского, Вильяма Каррика, Георгия Зельмы, Аркадия Шайхета, Дмитрия Бальтерманца, признанных современных авторов — Юрия Рыбчинского, Владимира Филонова, Виктора Ахломова, Сергея Бурасовского, а также неизвестных фотографов. В экспозицию включены многочисленные контактные отпечатки, контрольные листы, фотографии «на память», сделанные в фотоателье, поздравительные фотооткрытки, бытовые зарисовки и «пробные» версии фотографий, которые зритель знает уже по финальным отпечаткам. Особую ценность составляют снимки, которые так и не были напечатаны, а остались лишь в «контрольках», как например ряд фотографий А.Родченко.
На заре развития фотографии в середине XIX века создание маленьких снимков обуславливали технические возможности: даггеротипы, ферротипы, амбротипы и отпечатки на бумаге (визитки, кабинетки, портреты из фотоателье) просто не могли быть напечатаны в большом формате. Уже в
Во второй половине ХХ века благодаря Бернду и Хилле Бехер и их студентам в Дюссельдорфской Академии фотография преодолевает свою медийную природу, полноценно входит на территорию высокого, «элитарного» искусства, она становится огромной, меняя наши гравитационные настройки. Отныне фактом профессиональной реальности становятся несколько метров фотобумаги, панорамные изображения, и буквально физически ощущаются десятки килограммов светового оборудования, которые возили за собой Андреас Гурски, Кандида Хёфер, Томас Штрут и другие.
Практически два десятилетия современное искусство заигрывалось огромными фотоформатами, нащупывая границы реальности, отчасти конкурируя с ней, и в этом контексте визуальное исследование, посвященное «маленькой фотографии», отмечает не только вехи исторического пути, но и намечает траектории движения, которыми следовало более молодое поколение художников, возвращая фотографии человеческий, маленький масштаб.
Удивительным образом, выставка «Маленькая фотография» рифмуется с ретроспективой Дмитрия Бальтерманца, проходящей в эти дни в МАММ — зрители могут сравнить одни и те же кадры в большом, привычном формате и в миниатюрном.