Ивата Накаяма. Футуристическая пантомима, 1927. Серебряно-желатиновая печать. Коллекция Фонда Иваты Накаямы. Представлено Художественным музеем префектуры Хёго
Ивата Накаяма. Японская девушка, около 1925. Серебряно-желатиновая печать. Коллекция Фонда Иваты Накаямы. Представлено Художественным музеем префектуры Хёго
Ивата Накаяма. Композиция, 1933 (печать 1996). Серебряно-желатиновая печать. Коллекция Фонда Иваты Накаямы. Представлено Художественным музеем префектуры Хёго
Ивата Накаяма. Женщина с длинными волосами, 1933. Серебряно-желатиновая печать. Коллекция Фонда Иваты Накаямы. Представлено Художественным музеем префектуры Хёго
Ивата Накаяма. Композиция (кружево и стакан). Серебряно-желатиновая печать, 1930—1935. Коллекция Фонда Иваты Накаямы. Представлено Художественным музеем префектуры Хёго
Ивата Накаяма. Создание, 1942. Серебряно-желатиновая печать. Коллекция Фонда Иваты Накаямы. Представлено Художественным музеем префектуры Хёго
выставка завершилась
XII Международный месяц фотографии в Москве «Фотобиеннале 2018»
Ивата Накаяма
Модернизм в японской фотографии
Кураторы: Анна Зайцева, Ольга Свиблова
Коллекция Фонда Иваты Накаямы. При содействии МЕМ
В рамках «Фотобиеннале 2018» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Иваты Накаямы — одного из самых ярких представителей эпохи модернизма в японской фотографии.
«Обладая изощренной техникой и тонким чувством формы, он заставлял фотобумагу лучиться невиданным великолепием», — пишет куратор Художественного музея Сёто Юри Мицуда.
Ивата Накаяма родился 3 августа 1895 года в Янагаве (префектура Фукуока). С самого детства он интересовался европейским искусством и даже хотел стать художником. В 1915 году Накаяма поступил на Временное отделение фотографии Токийского художественного училища, открытое незадолго до этого. В мае 1923 года оно было переименовано в Отделение фотографии, а через три года закрыто. За одиннадцать лет существования Отделение фотографии окончило 47 человек; среди девяти первых его выпускников был Ивата Накаяма.
Окончив художественное училище, Накаяма отправился в США на стажировку от Министерства сельского хозяйства и торговли Японии. Некоторое время он изучал историю искусства в Университете Калифорнии, а затем переехал в Нью-Йорк и через некоторое время открыл собственную фотостудию на Пятой авеню. Первые годы фотограф искал клиентов, лично обходя большие загородные дома. Чтобы привлечь покупателей, он даже выпускал специальные купоны. В «американский период» Накаяма занимался в основном коммерческой студийной фотографией, только после переезда во Францию он решил полностью посвятить себя художественной фотографии.
В 1926 году он продал свое нью-йоркское фотоателье и переехал в Париж, который в период между двумя Мировыми войнами, был главным центром художественной жизни Европы. Именно в это время в столице Франции состоялись первая персональная выставка Альберто Джакометти, «Вторая выставка сюрреалистов», а также вышла в свет «Естественная история» Макса Эрнста.
Наиболее значимой работой Иваты Накаямы этого периода стала серия фотографий, посвященная творчеству итальянского художника-футуриста Энрико Прамполини. На снимках Накаямы изображены футуристические композиции из геометрических форм, демонстрирующие радикально авангардную стилистику работ Прамполини. Позднее Накаяма использовал эти фотографии для обложки японского журнала «Кога», а также включал их фрагменты во многие фотомонтажи.
В Париже Накаяма создал и свою первую фотограмму. Хотя к тому моменту эта техника уже получила развитие в работах Ман Рэя и Ласло Мохой-Надя, Накаяма пришел к ней независимо от них, путем собственных экспериментов.
В 1927 году Накаяма вернулся в Японию. Десятилетие, проведенное в США и Франции, оказало огромное влияние на мировоззрение фотографа и формирование его художественного стиля. Познакомившись с американским и европейским искусством, Накаяма решительно отказался ему подражать. Он хотел быть на равных с европейскими и американскими художниками, создавая нечто принципиально новое, не пытаясь имитировать западные образцы.
В Японии начала ХХ века художественная фотография в значительной степени была уделом любителей. В основном публику интересовали предметы, изображенные на фотографии, а не фотография как способ художественного выражения. Накаяма же считал, что фотография может быть чистым искусством. Фотографию создает не камера, уточнял он, а художник, использующий эту камеру.
«Долгое время я считал фотографию и живопись одним видом искусства, поскольку обе работают с плоскостью. Однако, сколько бы я ни совершенствовал свое мастерство, мне бесконечно далеко до Рафаэля... Так что вместо этого я стал вникать в красоту и обаяние фотографии и исследовать возможности ее материалов и инструментов... В результате мне удалось создать художественные фотографии, которые вселяют в меня чувство некоторого удовлетворения», рассказывал Накаяма.
В 1930-е годы Ивата Накаяма был одной из самых ярких звезд японской фотографии, несмотря на то, что в период нарастающего национализма, тот факт, что Накаяма использовал камеру для выражения своего внутреннего мира, вместо того, чтобы отображать объективную реальность, нередко вызывал в его адрес критику. Тем не менее Ивата Накаяма оставался верен своим принципам.
Созданный Иватой Накаямой «Фотоклуб Асии» гордился тем, что «превыше всего ценит индивидуальность» и «не создает подражательных работ». Критерием оценки работы, считал Накаяма, должна быть не ее принадлежность к тому или иному стилю, а то, что она «чужда подражательству и верна концепции данного художника».