Наум Грановский. Метро «Маяковская». 1950- е. Серебряно-желатиновый отпечаток. © Галерея Люмьер / Фонд Наума Грановского
Наум Грановский. Строительство высотного дома на Котельнической набережной. 1951 Серебряно-желатиновый отпечаток. © Галерея Люмьер / Фонд Наума Грановского
Наум Грановский. Каток у дома на Котловской улице (ныне Симферопольский бульвар). 1965 Архивная пигментная печать. © Галерея Люмьер / Фонд Наума Грановского
Наум Грановский. Проспект Маркса. 1960-е. Серебряно-желатиновый отпечаток. © Галерея Люмьер / Фонд Наума Грановского
Наум Грановский. ЦПКиО им. Горького. Девушка с веслом. 1930-е. Серебряно- желатиновый отпечаток. © Галерея Люмьер / Фонд Наума Грановского
Наум Грановский. Комсомольская площадь. 1957 Цифровая печать. © Галерея Люмьер / Фонд Наума Грановского
до окончания выставки — 56 дней
НАУМ ГРАНОВСКИЙ
Москва: от первых такси до олимпийских строек
Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова
Подборка хроники: Мария Лаврова, Ольга Михальчук
Монтаж хроники: Илья Флярковский
Тексты к фотографиям: Полина Баулина, Анастасия Кувырталова, Светлана Мезенцева, Эльвира Рамазанова, Никита Слинкин, Юлия Тихомирова
Соорганизатор: Галерея Люмьер
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку классика российской фотографии Наума Грановского, приуроченную к его 115-летию. Грановский — один из лучших архитектурных фотографов, и именно Москва всегда была в фокусе его внимания. Фотографии Грановского — это уникальные свидетельства того, как стремительно менялся архитектурный облик столицы с середины 1920-х по 1980-е годы, а вместе с ним — жизнь города и москвичей. На выставке также представлена редкая кинохроника Москвы, показывающая столичную жизнь разных лет: работу рыночных площадей, извозчиков и такси, открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне ВДНХ) и бассейна «Москва», строительство новых домов и районов, рекламу советских гостиниц, магазинов и др.
Наум Грановский родился в 1910 году в городе Александрия. Фотографией увлекся в юности и снимал на подаренный отцом «Кодак». В 1926 году Грановский переехал в Москву, где устроился лаборантом в только что открытый цех «Пресс-клише» при агентстве ТАСС. Спустя год его взяли в штат фотокорреспондентом.
1920-е годы — время тектонических изменений в архитектурном облике Москвы и в укладе ее жизни. В 1918 году она получила статус столицы и стала центром культурной революции. Утопические идеи новой власти о «перековке» человека и общества отразились в архитектурных проектах авангардных архитекторов-конструктивистов. В 1930 году по проекту Моисея Гинзбурга был построен Дом Наркомфина — экспериментальный коммунальный дом «нового быта» с общими кухнями-столовыми, прачечными и солярием на крыше. Всего за три года (1927–1930) Константин Мельников, гений русского архитектурного авангарда, построил в Москве шесть клубов для рабочих — культурно-просветительских центров нового типа, включавших в себя театры, кинотеатры, библиотеки и т. д. Среди них Дом культуры имени Русакова и Клуб фабрики «Буревестник». С 1929-го по 1936 год в Москве шло строительство Здания Центросоюза по проекту звезды мировой архитектуры Ле Корбюзье.
В то же время Москва середины 1920-х – начала 1930-х годов сохраняла черты купеческого, торгового города с малоэтажными домами и узкими кривыми улицами, на которых царило столпотворение. В этот период внимание Наума Грановского привлекали архитектурные памятники и пространства старой Москвы, например, Страстной монастырь и одноименная площадь, знаменитая Сухарева башня и прилегающий к ней рынок. Вскоре они будут снесены или до неузнаваемости перестроены в рамках тотальной реконструкции города в середине 1930-х годов.
По ранним снимкам Грановского можно проследить эволюцию столичного транспорта, который менялся вслед за ускорявшимся темпом жизни москвичей и ростом населения. Медлительные конки и извозчики не могли составить конкуренцию трамваям, к 1934 году перевозившим 2,6 миллиона человек ежедневно. Трамвайные пробки стали частым явлением на улицах города. В 1925 году московские власти учредили первую государственную службу такси, и по столице начали курсировать полтора десятка автомобилей «Рено», закупленных специально для таксопарка. В середине 1930-х их насчитывалось уже около пяти сотен. В 1933 году появились и первые троллейбусы.
В 1931 году Наум Грановский назначен начальником цеха массовой печати «Союзфото» — крупнейшего объединения, отвечавшего за выпуск фотоиллюстраций для советских и международных печатных изданий. С 1934 года он работал в Государственном издательстве изобразительных искусств (ИЗОГИЗ). Принципиальной задачей ИЗОГИЗа была демонстрация успехов нового советского государства. Съемка грандиозных строек и архитектурных видов считалась одним из важнейших инструментов визуальной пропаганды, поэтому к работе привлекали лучших фотографов: Александра Родченко, Михаила Прехнера, Елеазара Лангмана и др.
В 1930-е годы в окрепшем советском государстве возникла потребность в создании нового официального стиля в искусстве и архитектуре. Точкой отсчета в его формировании стало постановление 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», декларировавшее соцреализм как единственный стиль для всех видов искусства, в том числе для архитектуры. Москва стала важнейшей площадкой для поисков Большого стиля.
Одним из самых амбициозных градостроительных проектов советской власти стал генеральный план реконструкции Москвы 1935 года, превративший столицу в гигантскую стройку. С некоторыми корректировками он будет действовать вплоть до 1970-х годов. План подразумевал расширение улиц и площадей, в том числе Красной и Манежной, создание парков нового типа, строительство канала Москва — Волга, мостов и метро, возведение многоэтажных жилых домов и циклопического Дворца Советов на месте взорванного Храма Христа Спасителя. Модернизация, стоившая Москве множества уникальных исторических памятников, среди которых Симонов монастырь, Красные ворота, Китайгородская стена, а также десятки церквей и дореволюционных особняков, должна была отражать «величие и красоту социалистической эпохи». Наибольшую известность получила реконструкция улицы Горького. Проезжую часть расширили почти на 40 метров (к моменту начала работ ширина старой улицы на некоторых участках равнялась 17,5 метрам), а некоторые здания поставили на рельсы и передвинули за новые красные линии вместе с жильцами, однако подавляющее большинство построек снесли. Реализацию Генплана прервала Великая Отечественная война.
Во время войны Наум Грановский служил фотокорреспондентом газеты «Тревога», снимал на передовой и в тылу, продолжал вести летопись жизни города и его обороны. После окончания войны он вернулся в «Фотохронику ТАСС», где проработал практически до самой смерти в 1984 году.
Послевоенные годы — период расцвета Большого стиля или сталинского ампира. Его апофеозом стало строительство семи (по изначальному проекту восьми) высоток. 7 сентября 1947 года в день 800-летия Москвы были установлены закладные камни будущих зданий. Строительство последней высотки — гостиницы «Украина» — закончилось уже в новую эпоху в 1957 году.
В середине 1950-х годов в стране и в Москве в частности была острейшая нехватка массового жилья. Большую его часть составляли коммунальные квартиры и деревянные бараки, в которых, в отличие от сталинских высоток, отсутствовали канализация и центральное отопление. Жилищная реформа подразумевала переход к типовому поточному строительству и его удешевлению. В постановлении «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» говорилось, что «внешне-показная сторона архитектуры <…> не соответствует линии Партии <…> Советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений».
Новым задачам отвечал архитектурный модернизм, интерес к которому вновь актуализировался на волне хрущевской оттепели. В Москве возникли новые микрорайоны (Новые Черемушки, Хорошево-Мневники, Химки-Ховрино и др.) с массовой застройкой пятиэтажными домами — «хрущевками». Сегодня многие из этих домов, прозванные «хрущобами», попадают под реновацию, а во второй половине 1950–1960-х годах они были стилеобразующим явлением, опирающимся на наследие советского модернизма 1920-х годов.
Знаковым ансамблем советского модернизма стал «образцово-показательный» проспект Калинина (ныне Новый Арбат). Его строительство было задумано еще в 1935 году в рамках Генплана, но осуществить замысел удалось лишь в 1960-е годы. Проектированием и застройкой новой магистрали (1962–1969) занималась группа архитекторов под руководством Михаила Посохина. Улица с обилием магазинов, ресторанов, модернистскими жилыми и административными зданиями должна была представлять Москву как интернациональный город, вписанный в мировые урбанистические тренды.
Новый импульс к изменению облика столицы дала Олимпиада 1980 года. Активное строительство началось вскоре после того, как в 1974 году Москву выбрали местом проведения Летних Олимпийских игр. В рамках подготовки к этому событию были построены спорткомплекс Олимпийский, гостиницы «Космос» и «Салют», Центральный Дом Туриста, Олимпийская деревня, включавшая 18 жилых панельных домов для спортсменов из разных стран, и другие объекты.
Архитектурная фотография — сложнейший жанр. Это и искусство, и документация, требующая безупречных технических навыков. Москву часто снимали выдающиеся фотографы, в том числе представители русского фотоавангарда Александр Родченко, Борис Игнатович, Георгий Петрусов, Дмитрий Дебабов. Однако пик их творчества пришелся на 1920–1930-е годы. Наум Грановский работал вплоть до середины 1980-х, и это давало ему возможность возвращаться на определенные точки съемки в разные годы.
Фотограф тщательно готовился к съемкам и заранее разрабатывал план-сценарий. В нем были указаны объекты, время и точки съемки. Грановский учитывал положение солнца в разное время суток и выбирал подходящий час так, чтобы получить нужный световой эффект. Узнаваемые черты его стиля: четко выстроенная перспектива, внутренняя динамика композиций, высокая точка съемки.
Наум Грановский создал более чем полувековую фотолетопись архитектурного облика Москвы. Его уникальное наследие позволяет проследить, как радикально менялись одни и те же городские пространства с течением времени. Последние 15 лет архитектурный облик Москвы, ее социальная инфраструктура разительно и динамично меняются. Чтобы запечатлеть эти изменения, нужен новый фотолетописец.
МАММ благодарит Галерею Люмьер и лично Наталью Григорьеву-Литвинскую за щедрый дар — 40 работ Наума Грановского — пополнивший собрание музея.