Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Наум Грановский - Москва: от первых такси до олимпийских строек
Уважаемые гости, по техническим причинам лифт временно не работает.
Приносим извинения за доставленные неудобства!

Наум Грановский
Москва: от первых такси до олимпийских строек

Наум Грановский. Метро «Маяковская». 1950-
е. Серебряно-желатиновый отпечаток. ©
Галерея Люмьер / Фонд Наума Грановского Наум Грановский. Строительство высотного
дома на Котельнической набережной. 1951
Серебряно-желатиновый отпечаток. © Галерея
Люмьер / Фонд Наума Грановского Наум Грановский. Каток у дома на
Котловской улице (ныне Симферопольский бульвар). 1965 Архивная пигментная печать. ©
Галерея Люмьер / Фонд Наума Грановского Наум Грановский. Проспект Маркса. 1960-е.
Серебряно-желатиновый отпечаток. © Галерея
Люмьер / Фонд Наума Грановского Наум Грановский. ЦПКиО им. Горького.
Девушка с веслом. 1930-е. Серебряно-
желатиновый отпечаток. © Галерея Люмьер /
Фонд Наума Грановского Наум Грановский. Комсомольская площадь.
1957 Цифровая печать. © Галерея Люмьер /
Фонд Наума Грановского

Наум Грановский. Метро «Маяковская». 1950- е. Серебряно-желатиновый отпечаток. © Галерея Люмьер / Фонд Наума Грановского

Наум Грановский. Строительство высотного дома на Котельнической набережной. 1951 Серебряно-желатиновый отпечаток. © Галерея Люмьер / Фонд Наума Грановского

Наум Грановский. Каток у дома на Котловской улице (ныне Симферопольский бульвар). 1965 Архивная пигментная печать. © Галерея Люмьер / Фонд Наума Грановского

Наум Грановский. Проспект Маркса. 1960-е. Серебряно-желатиновый отпечаток. © Галерея Люмьер / Фонд Наума Грановского

Наум Грановский. ЦПКиО им. Горького. Девушка с веслом. 1930-е. Серебряно- желатиновый отпечаток. © Галерея Люмьер / Фонд Наума Грановского

Наум Грановский. Комсомольская площадь. 1957 Цифровая печать. © Галерея Люмьер / Фонд Наума Грановского

Москва, 3.04—1.06.2025

до окончания выставки — 56 дней

Поделиться с друзьями

Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова
Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова

Свернуть

О выставке

НАУМ ГРАНОВСКИЙ

Москва: от первых такси до олимпийских строек

Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова

Подборка хроники: Мария Лаврова, Ольга Михальчук

Монтаж хроники: Илья Флярковский

Тексты к фотографиям: Полина Баулина, Анастасия Кувырталова, Светлана Мезенцева, Эльвира Рамазанова, Никита Слинкин, Юлия Тихомирова 

Соорганизатор: Галерея Люмьер

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку классика российской фотографии Наума Грановского, приуроченную к его 115-летию. Грановский — один из лучших архитектурных фотографов, и именно Москва всегда была в фокусе его внимания. Фотографии Грановского — это уникальные свидетельства того, как стремительно менялся архитектурный облик столицы с середины 1920-х по 1980-е годы, а вместе с ним — жизнь города и москвичей. На выставке также представлена редкая кинохроника Москвы, показывающая столичную жизнь разных лет: работу рыночных площадей, извозчиков и такси, открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне ВДНХ) и бассейна «Москва», строительство новых домов и районов, рекламу советских гостиниц, магазинов и др. 

Наум Грановский родился в 1910 году в городе Александрия. Фотографией увлекся в юности и снимал на подаренный отцом «Кодак». В 1926 году Грановский переехал в Москву, где устроился лаборантом в только что открытый цех «Пресс-клише» при агентстве ТАСС. Спустя год его взяли в штат фотокорреспондентом.  

1920-е годы — время тектонических изменений в архитектурном облике Москвы и в укладе ее жизни. В 1918 году она получила статус столицы и стала центром культурной революции. Утопические идеи новой власти о «перековке» человека и общества отразились в архитектурных проектах авангардных архитекторов-конструктивистов. В 1930 году по проекту Моисея Гинзбурга был построен Дом Наркомфина — экспериментальный коммунальный дом «нового быта» с общими кухнями-столовыми, прачечными и солярием на крыше. Всего за три года (1927–1930) Константин Мельников, гений русского архитектурного авангарда, построил в Москве шесть клубов для рабочих — культурно-просветительских центров нового типа, включавших в себя театры, кинотеатры, библиотеки и т. д. Среди них Дом культуры имени Русакова и Клуб фабрики «Буревестник». С 1929-го по 1936 год в Москве шло строительство Здания Центросоюза по проекту звезды мировой архитектуры Ле Корбюзье. 

В то же время Москва середины 1920-х – начала 1930-х годов сохраняла черты купеческого, торгового города с малоэтажными домами и узкими кривыми улицами, на которых царило столпотворение. В этот период внимание Наума Грановского привлекали архитектурные памятники и пространства старой Москвы, например, Страстной монастырь и одноименная площадь, знаменитая Сухарева башня и прилегающий к ней рынок. Вскоре они будут снесены или до неузнаваемости перестроены в рамках тотальной реконструкции города в середине 1930-х годов.

По ранним снимкам Грановского можно проследить эволюцию столичного транспорта, который менялся вслед за ускорявшимся темпом жизни москвичей и ростом населения. Медлительные конки и извозчики не могли составить конкуренцию трамваям, к 1934 году перевозившим 2,6 миллиона человек ежедневно. Трамвайные пробки стали частым явлением на улицах города. В 1925 году московские власти учредили первую государственную службу такси, и по столице начали курсировать полтора десятка автомобилей «Рено», закупленных специально для таксопарка. В середине 1930-х их насчитывалось уже около пяти сотен. В 1933 году появились и первые троллейбусы. 

В 1931 году Наум Грановский назначен начальником цеха массовой печати «Союзфото» — крупнейшего объединения, отвечавшего за выпуск фотоиллюстраций для советских и международных печатных изданий. С 1934 года он работал в Государственном издательстве изобразительных искусств (ИЗОГИЗ). Принципиальной задачей ИЗОГИЗа была демонстрация успехов нового советского государства. Съемка грандиозных строек и архитектурных видов считалась одним из важнейших инструментов визуальной пропаганды, поэтому к работе привлекали лучших фотографов: Александра Родченко, Михаила Прехнера, Елеазара Лангмана и др. 

В 1930-е годы в окрепшем советском государстве возникла потребность в создании нового официального стиля в искусстве и архитектуре. Точкой отсчета в его формировании стало постановление 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», декларировавшее соцреализм как единственный стиль для всех видов искусства, в том числе для архитектуры. Москва стала важнейшей площадкой для поисков Большого стиля. 

Одним из самых амбициозных градостроительных проектов советской власти стал генеральный план реконструкции Москвы 1935 года, превративший столицу в гигантскую стройку. С некоторыми корректировками он будет действовать вплоть до 1970-х годов. План подразумевал расширение улиц и площадей, в том числе Красной и Манежной, создание парков нового типа, строительство канала Москва — Волга, мостов и метро, возведение многоэтажных жилых домов и циклопического Дворца Советов на месте взорванного Храма Христа Спасителя. Модернизация, стоившая Москве множества уникальных исторических памятников, среди которых Симонов монастырь, Красные ворота, Китайгородская стена, а также десятки церквей и дореволюционных особняков, должна была отражать «величие и красоту социалистической эпохи». Наибольшую известность получила реконструкция улицы Горького. Проезжую часть расширили почти на 40 метров (к моменту начала работ ширина старой улицы на некоторых участках равнялась 17,5 метрам), а некоторые здания поставили на рельсы и передвинули за новые красные линии вместе с жильцами, однако подавляющее большинство построек снесли. Реализацию Генплана прервала Великая Отечественная война.

Во время войны Наум Грановский служил фотокорреспондентом газеты «Тревога», снимал на передовой и в тылу, продолжал вести летопись жизни города и его обороны. После окончания войны он вернулся в «Фотохронику ТАСС», где проработал практически до самой смерти в 1984 году.

Послевоенные годы — период расцвета Большого стиля или сталинского ампира. Его апофеозом стало строительство семи (по изначальному проекту восьми) высоток. 7 сентября 1947 года в день 800-летия Москвы были установлены закладные камни будущих зданий. Строительство последней высотки — гостиницы «Украина» — закончилось уже в новую эпоху в 1957 году.

В середине 1950-х годов в стране и в Москве в частности была острейшая нехватка массового жилья. Большую его часть составляли коммунальные квартиры и деревянные бараки, в которых, в отличие от сталинских высоток, отсутствовали канализация и центральное отопление. Жилищная реформа подразумевала переход к типовому поточному строительству и его удешевлению. В постановлении «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» говорилось, что «внешне-показная сторона архитектуры <…> не соответствует линии Партии <…> Советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений». 

Новым задачам отвечал архитектурный модернизм, интерес к которому вновь актуализировался на волне хрущевской оттепели. В Москве возникли новые микрорайоны (Новые Черемушки, Хорошево-Мневники, Химки-Ховрино и др.) с массовой застройкой пятиэтажными домами — «хрущевками». Сегодня многие из этих домов, прозванные «хрущобами», попадают под реновацию, а во второй половине 1950–1960-х годах они были стилеобразующим явлением, опирающимся на наследие советского модернизма 1920-х годов. 

Знаковым ансамблем советского модернизма стал «образцово-показательный» проспект Калинина (ныне Новый Арбат). Его строительство было задумано еще в 1935 году в рамках Генплана, но осуществить замысел удалось лишь в 1960-е годы. Проектированием и застройкой новой магистрали (1962–1969) занималась группа архитекторов под руководством Михаила Посохина. Улица с обилием магазинов, ресторанов, модернистскими жилыми и административными зданиями должна была представлять Москву как интернациональный город, вписанный в мировые урбанистические тренды.

Новый импульс к изменению облика столицы дала Олимпиада 1980 года. Активное строительство началось вскоре после того, как в 1974 году Москву выбрали местом проведения Летних Олимпийских игр. В рамках подготовки к этому событию были построены спорткомплекс Олимпийский, гостиницы «Космос» и «Салют», Центральный Дом Туриста, Олимпийская деревня, включавшая 18 жилых панельных домов для спортсменов из разных стран, и другие объекты.

Архитектурная фотография — сложнейший жанр. Это и искусство, и документация, требующая безупречных технических навыков. Москву часто снимали выдающиеся фотографы, в том числе представители русского фотоавангарда Александр Родченко, Борис Игнатович, Георгий Петрусов, Дмитрий Дебабов. Однако пик их творчества пришелся на 1920–1930-е годы. Наум Грановский работал вплоть до середины 1980-х, и это давало ему возможность возвращаться на определенные точки съемки в разные годы. 

Фотограф тщательно готовился к съемкам и заранее разрабатывал план-сценарий. В нем были указаны объекты, время и точки съемки. Грановский учитывал положение солнца в разное время суток и выбирал подходящий час так, чтобы получить нужный световой эффект. Узнаваемые черты его стиля: четко выстроенная перспектива, внутренняя динамика композиций, высокая точка съемки.

Наум Грановский создал более чем полувековую фотолетопись архитектурного облика Москвы. Его уникальное наследие позволяет проследить, как радикально менялись одни и те же городские пространства с течением времени. Последние 15 лет архитектурный облик Москвы, ее социальная инфраструктура разительно и динамично меняются. Чтобы запечатлеть эти изменения, нужен новый фотолетописец.

МАММ благодарит Галерею Люмьер и лично Наталью Григорьеву-Литвинскую за щедрый дар — 40 работ Наума Грановского — пополнивший собрание музея.

lumiere

Корпоративный попечитель МАММ

Норникель

Генеральный радиопартнер

Серебряный дождь

Стратегический информационный партнер

marieclaire

Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia

Информационные партнеры

Первый канал Crocus TV Русский пионерДиалог ИскусствThe Vanderlust  RosPhotoPhotographer.ruMagenta