Игорь Шелковский. Из серии «Цветы». 2006 Холст, масло. Предоставлено Alina Pinsky Gallery.
Игорь Шелковский. Небесный город. 2018 Дерево, краска. Предоставлено Alina Pinsky Gallery.
Игорь Шелковский. Из серии «Цветы». 2006. Холст, масло. Предоставлено Alina Pinsky Gallery.
Игорь Шелковский. Город. 2020. Дерево, краска. Предоставлено Alina Pinsky Gallery.
Игорь Шелковский. Рельеф. 2017 Дерево, краска. Предоставлено Alina Pinsky Gallery.
до окончания выставки — 87 дней
Игорь Шелковский
Небесный город. Мастерская художника
Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова, Ольга Свиблова
Соорганизатор: Alina Pinsky Gallery
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Игоря Шелковского «Небесный город. Мастерская художника».
Игорь Шелковский — выдающийся современный художник, скульптор, классик отечественного и мирового искусства. C 1979 по 1986 год — издатель и редактор легендарного журнала «А-Я».
Масштабная ретроспективная выставка в МАММ охватывает почти 70 лет творчества Шелковского, начиная с 1960–1970-х годов до сегодняшнего дня. В экспозиции представлено более 600 скульптур, живописных и графических произведений художника.
Игорь Шелковский родился в 1937 году. В 1954-м поступил на театральное отделение Московского художественного училища памяти 1905 года. Руководителем его курса был конструктивист Виктор Шестаков, в 1920-е годы работавший главным художником в театре Всеволода Мейерхольда.
Еще во время учебы Шелковский увлекся беспредметным искусством, сблизившись с кругом художника Владимира Слепяна, куда входили ключевые фигуры послевоенного абстракционизма — Юрий Злотников и Борис Турецкий. В это же время Шелковский познакомился с самобытным живописцем Федором Семеновым-Амурским, который стал одним из его главных учителей.
В 1962–1966 годах Шелковский работал художником-реставратором в Московском Кремле и Великом Новгороде, где восстанавливал росписи Софийского собора и фрески Феофана Грека в Церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Опыт этой работы дал ему импульс к собственным художественным экспериментам. В своем творчестве он, в частности, будет опираться на иконописную технику — при́порох. Древнерусские мастера прокалывали иглой контуры изображения на бумаге, прикладывали лист к левкасной (грунтованной) поверхности, набивали в отверстия угольный порошок и получали точечный рисунок для последующей обводки. Пунктирные и перфорированные изображения Шелковского «включают» восприятие зрителя, выводя его из позиции пассивного наблюдателя, и, по словам художника, «активизируют глаз, дают ему возможность поблуждать в поисках целого и самому организовать его».
Изобразительную систему Игоря Шелковского можно описать как мета-аванград. Она сложилась под влиянием двух внутренне связанных традиций. В его работах отражаются мотивы древнерусского искусства и деревянного зодчества — сложной резьбы наличников, геометрических и растительных орнаментов — и поиски аналитических основ формотворчества, находившихся в центре внимания русского авангарда. Рельефы и скульптуры художника продолжают традиции авангардистов Казимира Малевича, Ивана Пуни, Владимира Татлина, Ивана Клюна.
Первое знакомство Шелковского с русским авангардом состоялось еще в 1960-е годы в период работы реставратором, когда ему разрешили посетить запасники Третьяковской галереи. Произведения Марка Шагала, Василия Кандинского и других модернистов произвели на него ошеломляющее впечатление.
Конец 1960-х – начало 1970-х годов — поворотный этап в биографии Шелковского. Во время поездки в Дом творчества для скульпторов в Переславле-Залесском он познакомился с Александром Косолаповым, Леонидом Соковым, Ростиславом Лебедевым, Борисом Орловым. Именно там у него появилась возможность поработать с новыми материалами и заняться скульптурой. В 1971 году сокурсница уступила ему свою мастерскую в Просвирином переулке. Она превратилась в центр притяжения молодых художников: Дмитрия Пригова, Бориса Орлова, Ростислава Лебедева и др. Благодаря мастерской Шелковский смог работать с объемными формами, и с этого времени скульптура стала его основным медиумом.
Впрочем, трехмерные композиции Шелковского сохраняют непосредственную связь с его живописью. Он переводит в объем вполне традиционные картинные сюжеты и жанры (пейзаж, портрет, натюрморт), но переосмысляет их в соответствии со своей художественно-философской оптикой. Так, в рельефах из серии «Летние дни» классический пейзаж трансформируется в условную, обобщенную модель ландшафта, а «Облака», вдохновленные одноименным пейзажем Архипа Куинджи, становятся объемной и упорядоченной структурой.
В 1975 году произошла судьбоносная встреча Шелковского с коллекционером Георгием Костаки, который сразу же увидел в художнике продолжателя традиций русского авангарда и приобрел три скульптуры для своего собрания. Одна из них ныне находится в коллекции Музея AZ и представлена на выставке. Побывав в квартире Костаки, Шелковский оказался в музее авангарда: от пола до потолка стены были увешаны шедеврами Казимира Малевича, Александра Родченко, Эль Лисицкого, Владимира Татлина, Ольги Розановой и других. 1975–1976 годы — время плотного общения с Костаки, которое продолжалось до самой смерти коллекционера. Его насмотренный, сформированный русским авангардом взгляд был очень важен для Шелковского. Этот период стал невероятно плодотворным для художника.
В 1976 году Шелковский оказался во Франции, где ему предложили студию в городе Эланкур, недалеко от Парижа. Во второй половине 1970–х и в 1980-е годы Шелковский продолжал заниматься в основном скульптурой и много времени посвящал изданию журнала «А-Я», благодаря которому во время перестройки весь мир узнал о современном русском искусстве по ту сторону железного занавеса, а художники-нонконформисты осознали себя частью глобального сообщества.
Наиболее точное определение своим скульптурам дал сам Шелковский, назвав их «рисунками в воздухе». «Меня интересует не массив камня, гипса, бронзы, а скорее абрис, схема, прозрачность. Я как бы рисую в воздухе, взгляд видит линии, контур, и лишь воображение создает общее, то есть сам предмет». Художник подчеркивает, что любая его работа, даже самая абстрактная, «имеет точкой отправления какую-то реальность». Природа, видимый мир — постоянный источник его творчества. Редуцируя изображение конкретного объекта до геометрической фигуры или линии, Шелковский обнажает его внутреннюю структуру и превращает в архетипический символ, эйдос. В интерпретации художника деревья, цветы, животные, человеческие фигуры становятся пластическими формулами, составными элементами созданного им универсума.
Закономерно, что тема города — одна из сквозных в творчестве Шелковского. Энергетические пульсации городского пространства материализуются то в жестких решетчатых силуэтах, похожих на чертежи или диаграммы, то в конструкциях, будто выращенных из фракталов. Визуально они отсылают к архитектонам и планитам Малевича — моделям космических строений для людей будущего, которые Шелковский впервые увидел на выставке «Париж — Москва» в 1979 году. Предельно упорядоченные, пластически выверенные города Шелковского гармонизируют естественную и рукотворную природу.
Важнейшей концептуальной частью экспозиции является мастерская Игоря Шелковского, которую художник на время выставки согласился переместить в залы музея. Выставка в МАММ дает уникальную возможность оказаться внутри пространства, обычно закрытого от посторонних глаз и доступного лишь узкому кругу приглашенных. Мастерская Шелковского — его opus magnum (лат. «великая работа») — тотальное произведение искусства, не прерывающееся в своем развитии. По словам художника, каждая новая студия определяет начало нового этапа в его творчестве. В мастерских Шелковского нет ничего случайного, всему предназначено свое место согласно внутренней драматургии пространства, и даже большинство предметов обстановки придумано и сделано самим художником. Неслучаен и белый цвет, напоминающий одновременно о белокаменных храмах и о малевичевском космосе. В этом «небесном городе», городе-саде Шелковский воплощает модель мироздания, основанную на универсальных законах природы и мировой гармонии.
МАММ благодарит за предоставление работ для выставки:
Государственную Третьяковскую галерею и лично ее генерального директора Елену Проничеву;
Московский музей современного искусства и лично его директора Василия Церетели;
Музей AZ, Москва и лично его директора Наталию Опалеву;
TFS Group;
Владимира Антоничука;
Паруйра и Екатерину Давтян;
Антона Козлова;
Ивету и Тамаза Манашеровых
Игоря Маркина;
Дениса Химиляйне,
а также коллекционеров, пожелавших остаться инкогнито.
Музей выражает особую благодарность Alina Pinsky Gallery и лично Алине Пинской, которая на протяжении последних лет представляет и поддерживает выставочные проекты Игоря Шелковского.
Музей благодарит Галерею «Триумф» за предоставление осветительного оборудования.