Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Павел Флоренский – русский Леонардо

Павел Флоренский – русский Леонардо

В.А. Комаровский.
Портрет о. Павла Флоренского. 
1924 г. 
Дерево, темпера, масло П.А. Флоренский.
Схема территориальной миграции античной философии. Из альбома иллюстраций к курсу классической греческой философии.
1908-1909. 
Бумага, акварель, карандаш, чернила П.А. Флоренский.
Из иллюстраций к работе «Мнимости в геометрии».
1922.
Бумага, тушь

В.А. Комаровский. Портрет о. Павла Флоренского. 1924 г. Дерево, темпера, масло

П.А. Флоренский. Схема территориальной миграции античной философии. Из альбома иллюстраций к курсу классической греческой философии. 1908-1909. Бумага, акварель, карандаш, чернила

П.А. Флоренский. Из иллюстраций к работе «Мнимости в геометрии». 1922. Бумага, тушь

Москва, 23.11.2012—16.12.2012

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Выставка «Павел Флоренский — русский Леонардо» посвящена русскому религиозному философу, богослову, ученому, поэту и священнику Павлу Александровичу Флоренскому (1882-1937 гг.), одному из самых ярких и трагических представителей эпохи культурного и религиозного ренессанса Серебряного века. В экспозицию включены уникальные экспонаты из музея-квартиры Флоренского — рисунки, документы, иллюстрации к книгам, портреты и фотографии.

Выставка «Павел Флоренский — русский Леонардо» посвящена русскому религиозному философу, богослову, ученому, поэту и священнику Павлу Александровичу Флоренскому (1882-1937 гг.), одному из самых ярких и трагических представителей эпохи культурного и религиозного ренессанса Серебряного века. В экспозицию включены уникальные экспонаты из музея-квартиры Флоренского — рисунки, документы, иллюстрации к книгам, портреты и фотографии.

Свернуть

Видео

Видео о выставке

 

Валентин Никитин Павел Васильевич Флоренский Мария Тихонова Павел Нефедов (Росбанк)

О выставке

К 75-летию мученической кончины П.А. Флоренского.

В экспозицию выставки включены уникальные экспонаты из Музея-квартиры священника Павла Флоренского: рисунки, рукописи, мемориальные предметы, портреты, фотографии, иллюстрации ученого к курсу классической греческой философии; материалы, связанные с научными изысканиями в области фотографии, минералогии, изучения вечной мерзлоты, производства йода из водорослей и агар-агара.

Священника Павла Флоренского по праву называют русским Леонардо да Винчи. Гениальный мыслитель и ученый, инженер и изобретатель, он внес заметный вклад в философию и богословие, филологию и искусствознание, математику и физику, этнографию и музееведение, электротехнику и геологию. Необычайна разносторонность талантов и творческих интересов этого российского энциклопедиста ХХ века. Начав свой творческий путь с выдающихся богословских сочинений, он одновременно занимался исследованиями материального мира и истории человеческой культуры. Многочисленные публикации и исследования ученых всего мира свидетельствуют о том, что жизнь, личность и творчество П.А.Флоренского имеют общекультурное значение.

Павел Александрович Флоренский родился 9/22 января 1882 г. близ Евлаха (ныне Азербайджан) в семье инженера путей сообщения. Его детство и отрочество прошли в Грузии. «Почти все, что приобрел я в интеллектуальном отношении, получено не от школы. А вопреки ей. Много дал мне отец лично. Но главным образом я учился у природы, куда старался выбраться, наскоро отделавшись от уроков. Тут я рисовал, фотографировал, занимался. Это были наблюдения характера геологического, метеорологического и т.д., но всегда на почве физики. Читал я и писал тоже нередко среди природы. Страсть к знанию поглощала все мое внимание и время» (П.А.Флоренский. Автобиография. 1927).

В августе 1899 г. в душе юного П.Флоренского (ему было 17 лет) совершился глубокий внутренний переворот, обративший его к религии. Время, оставшееся до окончания гимназии, родители, и прежде всего отец, посвятили тому, чтобы убедить сына получить университетское образование для будущей научной деятельности. П.А.Флоренский окончил гимназию с золотой медалью.

В 1900 г. П.А.Флоренский поступает на физико-математический факультет Московского Университета. Среди его учителей были знаменитые ученые и профессора: Б.К.Млодзеевский, Л.К.Лахтин, Н.Е.Жуковский, С.Н.Трубецкой, особое влияние оказал профессор Н.В.Бугаев, один из основателей Московской математической школы. Во время учебы в университете П.А.Флоренский подружился с поэтом А.Белым (сыном Н.В.Бугаева), а через него познакомился с символистами: В.Я.Брюсовым, К.Д.Бальмонтом, Д.С.Мережковским, З.Н.Гиппиус, А.А.Блоком. Но почти сразу же обнаружились и глубокие личные и идейные расхождения П.А.Флоренского с большинством из символистов. Несмотря на то, что его считали одним из самых талантливых студентов с большим научным будущим, весной 1904 г., окончив с отличием Московский университет, П.А.Флоренский поступает в Московскую Духовную академию. С тех пор вся его жизнь оказалась связанной с Троице-Сергиевой Лаврой, у стен которой он прожил почти 30 лет.

Кандидатское сочинение Флоренского «О религиозной истине» (1908) стало ядром его знаменитой книги «Столп и утверждение Истины» (1914). Ее автору удалось, образно говоря, соединить Афины и Иерусалим — светскую и духовную культуру.

В звании профессора П.А.Флоренский преподавал в Московской Духовной академии историю философии (1908-1919). Тематика его лекций была обширна: Платон и Кант, западноевропейская философия, оккультизм, христианство, религиозный культ и культура. В 1911 г. принял сан священника. Являлся главным редактором журнала «Богословский вестник», настоятелем храма св. Марии Магдалины в Сергиевом Посаде (1912-1917). Отец Павел Флоренский старался воплотить свое юношеское стремление осуществить синтез культуры и церковности.

П.А.Флоренский много писал об общеевропейском духовном кризисе, в который была вовлечена и Россия, часто говорил о ее надвигавшемся крушении из-за потери духовных и национальных устоев. Революция не стала для него неожиданностью. Его мнение, что установление советской власти имеет закономерный и необратимый до времени характер, а потому следует принять все, что она с собой несет, за исключением безбожия, привел отца Павла к политической лояльности по отношению к советской власти при идейном противостоянии насаждавшейся атеистической идеологии. Его «Завещание», начатое 11 апреля 1917 г., убеждает, что он предвидел и грядущие испытания России, и свою трагическую судьбу.

После революции он не снял духовного сана и отказался эмигрировать, ответив на это предложение словами апостола Павла «Будь доволен тем, что есть». Он хотел до конца и во всем разделить судьбу народа и России. «Отец Павел органически не мог и не хотел стать эмигрантом в смысле вольного или невольного отрыва от родины, и сам он и судьба его есть слава и величие России, хотя вместе с тем и величайшее ее преступление» (протоиерей Сергий Булгаков).

С октября 1918 г. по май 1920 гг. П.А.Флоренский был хранителем монастырской ризницы и ученым секретарем «Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры», подчинявшейся музейному отделу Наркомата просвещения. Национализированные ценности Лавры оказались тогда под угрозой разграбления, уничтожения и безвозвратной утраты. В результате деятельности Комиссии было спасено церковное и национальное достояние неизмеримой культурной и материальной ценности. Работая в Комиссии, священник Павел Флоренский одним из первых в мировой практике развивал идею «живого музея», требуя сохранения каждого предмета в той среде и связях, в которых он возникает и живет. Однако в условиях 1920-х и последующих годов попытка сохранить Троице-Сергиеву Лавру и Оптину пустынь как живые очаги духовной культуры была обречена; лишь время подтвердило истинность мысли и усилий отца Павла.

В 1920-е гг. П.А.Флоренский работал в различных государственных учреждениях исследовательского характера. Редактировал «Техническую Энциклопедию», работал в учебных и научных учреждениях и на производстве («Главэлектро ВСНХ РСФСР», завод «Карболит»). Само появление его там в подряснике было вызовом государственному атеизму и наглядным опровержением утверждения о «темноте и безграмотности» духовенства. Многочисленные изобретения и открытия о. Павла в области естественных и технических наук намного опередили время.

В августе 1921 г. священник Павел Флоренский был утвержден профессором печатно-графического факультета Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), где в течение 3-х лет читал курс лекций «Анализ перспективы». Вместе со своими единомышленниками В.А.Фаворским и П.Я.Павлиновым он отстаивал ценность и значимость общечеловеческих форм культуры, наполненных духовным смыслом. П.А.Флоренский указывал на ущербность линейной перспективы как художественного метода изображения пространства и ввел понятие «обратной перспективы», имеющей особое значение в иконописи. Деятельность его во Вхутемасе подверглась острой критике со стороны конструктивистов и идеологов «Левого фронта искусств». В это же время Флоренский участвует в деятельности Московского института художественных изысканий и музееведения, сотрудничает с союзом художников и поэтов «Маковец». Он вносит существенный вклад в исследование лингвистических явлений, связанных с суггестивным воздействием на людей звука и слова, в первую очередь, молитвы. «Слово есть метод концентрации», — считал Флоренский, поэтому молитва, как «магически мощное слово» не требует непременного осознания его смысла и индивиду¬ального напряжения воли, она сама концентрирует энергию духа. «Рассмотреть, в чем магичность слова, это значит понять, как именно и почему словом можем мы воздействовать на мир» («Антиномия языка»). Рассматривая тексты футуристов, Флоренский дал исчерпывающий анализ авангардной поэзии и авангардизма в искусстве, как такового.

Дружбой П.А.Флоренского дорожили выдающиеся философы и писатели, художники и музыканты: С. Булгаков, В. Розанов, А. Лосев, А. Белый, В. Хлебников, М. Волошин, М. Нестеров, В. Фаворский, М. Юдина и другие.

В 1922 г. увидела свет книга П.А. Флоренского «Мнимости в геометрии», в которой он с помощью математических экстраполяций и парадоксов теории относительности А. Эйнштейна, опираясь на геометрию Н. Лобачевского, дерзновенно доказывал существование сверхъестественного мира, средоточием которого является Бог, Творец и Вседержитель. Протоиерей Александр Мень подчеркивал, что Флоренский одновременно и независимо от А. А. Фридмана (1888-1925) пришел к идее искривленного пространства и теории расширяющейся Вселенной. В последнем параграфе «Мнимостей» сопоставляются коперниканская и птолемеева (воплощенная в «Божественной комедии» Данте) картины мира и приводятся аргументы в защиту истинности последней. Флоренский пишет об обратимости времени в горнем мире и о возможности прорыва в этот мир за порогом сверхсветовых скоростей. Книга явилась одной из причин для обвинения Ф. в мистицизме и последующих гонений против него.

В 1928 г. о. Павел Флоренский был арестован и выслан в Нижний Новгород. После возвращения из ссылки (в том же году) работал в «Государственном экспериментальном электротехническом институте». Не без влияния Флоренского, Андрей Белый написал в свое время знаменитые строки: «Мир рвался в опытах Кюри атомной, лопнувшею бомбой на электронные струи невоплощенной гекатомбой...» Дочь Павла Александровича Ольга вспоминала слова отца в начале 30-х годов, когда в СССР начались исследования в области ядерной физики (в Институте химической физики в Москве, в Физико-техническом институте и в Радиевом институте в Ленинграде): «Я бы мог изобрести оружие, которое завоевало бы весь мир, но я не буду этого делать, нет, не буду»...

В 1933 г. ученого обвинили в контрреволюционной деятельности и сослали на Дальний Восток; в 1934 г. перевели в Соловецкий лагерь особого назначения. 75 лет назад, 8 декабря 1937 г. священник Павел Флоренский был расстрелян. Место предполагаемого захоронения — Левашовская пустошь.

Протоиерей Сергий Булгаков написал о друге: «Я знал в нем математика и физика, богослова и филолога, философа, историка религий, поэта, знатока и ценителя искусства и глубокого мистика. Духовным же центром его личности, тем солнцем, которым освещались все его дары, было его священство. Из всех моих современников, которых мне суждено было встретить за мою долгую жизнь, он есть величайший и величайшим является преступление, поднявших на него руку. Он отошел, озаренный ореолом больше чем мученика, но исповедника имени Христова в антихристово гонение».

В жизни П. А. Флоренского фотография занимала исключительное место. Каждый фотоснимок был для него символом непреходящего, запечатлевая мгновение как дань вечности. Не случайно на его книжных шкафах были развешаны фотоснимки Акрополя, античных статуй и барельефов. В студенческие годы, тоскуя по родным и близким, он писал отцу: «Только утешение в фотографиях, которыми увесил комнату». Занимаясь позднее, уже в зрелые годы, изучением своей родословной, он любовно и тщательно переснимал старые фотографии (они представлены на выставке). В работе «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях» (1924-1925), в других лекциях по искусству Флоренский изложил концептуальные основы философии фотографии. В 1930 г. Флоренский создал компактный прибор, позволяющий производить фотосъемку в невидимых лучах без источника электрического тока, в полной темноте и бесшумно. Аппарат был назван «Аидограф», что означает «рисующий невидимое», и запатентован (совместно с Г.Я. Арьякасом) как «ручной аппарат для фотографирования в невидимых лучах», т.е. в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, за границами видимого спектра. В дальневосточной ссылке, исследуя вечную мерзлоту и ледяные кристаллы, Флоренский умело использовал микрофотографию и смастерил специальную фотокамеру к микроскопу. Еще ранее, в 1922 г. он изобрел ультра-микроскоп со сдвигом (см. «Вестник инженеров», 1922, № 4). В тюремной камере на Соловках с ним неотлучно были фотографии жены и детей. В своих умозрениях Ф. предвосхитил далекое будущее, когда люди научатся «делать мгновенные мысленные обозрения вселенной, разрезы её, перпендикулярные к направлению времени (предполагая единое время вселенной существующим), давая как бы мгновенные фотографии мира».

МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ-КВАРТИРА ОТЦА ПАВЛА ФЛОРЕНСКОГО В МОСКВЕ
Мемориальный музей-квартира священника Павла Флоренского был открыт в Москве 8 декабря 1997 года, в 60-ю годовщину его мученической кончины по адресу ул. Бурденко (бывший Долгий переулок), дом 16/12, кВ. 21. Это первый музей в честь православного священника в России. С 1915 года в доме жила мать мыслителя Ольга Павловна Флоренская (1859 — 1951). На стене дома освящена (епископом Бронницким Тихоном) памятная мраморная доска (скульптор Валентин Кочетков) с портретом Павла Флоренского, выполненном в бронзе. Директором музея стал внук отца Павла и священномученика Зосимы Московского, Бутовского (Трубачева, 1893 — 1938) игумен Андроник (Трубачев), доцент московской Духовной академии. Хранитель и экскурсовод музея — его сестра искусствовед Мария Сергеевна Трубачева. Экспозицию музея составляют мемориальные предметы, сохраненные вдовой отца Павла — Анной Михайловной (1882 — 1973). Она же сохранила архив и дом отца Павла в Сергиевом Посаде.

2 марта 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил установить память Собора новомучеников и исповедников Радонежских на 10 декабря н. ст.

В связи с этим «Фонд науки и православной культуры священника Павла Флоренского» выступил с инициативой установить в Сергиевом Посаде на территории будущего музейного комплекса священника Павла Флоренского «Памятный знак пострадавшим в годы гонений и репрессий», но так, чтобы он был вписан в городскую среду и был всем доступен.

Место, выбранное для установки Памятного знака, определено тем, что создаваемый музей одной из своих целей ставит сбор материала о пострадавших сергиевопосадцах. Оно удачно также и тем, что является одним из въездов в Сергиев Посад и находится рядом с дорогой, связующей Лавру со скитами.

В общественном сознании 1937 год стал годом-символом гонений и репрессий. В 2012 году исполняется 75 лет со времени этого скорбного года-символа... Между тем, на территории Сергиева Посада и его окрестностей нет ни одного памятного знака, посвященного нашим землякам, испившим горькую чашу в эти страшные годы... Только сохранение памяти о погибших является гарантией того, что на нашей земле не повторится вновь этот грех братоубийства и беззакония.

Инициатива Фонда была поддержена Общественной палатой Сергиево-Посадского муниципального района, депутатской комиссией по связям со СМИ, политическими партиями, общественными и религиозными организациями Совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района, ответственным секретарем Патриаршего совета по культуре архимандритом Тихоном (Шевкуновым), членом Патриаршего совета по культуре Президентом «МКФ Золотой Витязь» Н.П. Бурляевым, руководителем церковно-научного центра «Православная Энциклопедия» С. Л. Кравцом, а также многими культурными, научными и общественными деятелями. Автор Памятного знака М.Ю. Тихонова — член Московского союза художников (монументальная секция), директор «Фонда науки и православной культуры священника Павла Флоренского». Основные средства на изготовление Памятного знака внес один из соучредителей Фонда. Большую помощь в подготовке фундамента памятника оказал депутат Совета депутатов Сергиево-Посада Деяк А.И. Информационную поддержку осуществила Культурно-Коммерческая Фирма «Тонус», директор Боков С.Е.

Установление особого «Памятного знака пострадавшим за веру во Христа в годы гонений и репрессий» по сути является развитием и закреплением празднования Собора новомучеников и исповедников Радонежских, входит в программу мероприятий, посвященных 75-летию со дня мученической кончины священника Павла Флоренского, а также является вкладом в подготовку празднования 700-летия рождения преподобного Сергия.

Открытие Памятного знака состоится 5 декабря 2012 г. в 12:00 на пересечении улиц Вифанской и Пионерской (Сергиев Посад).

13 декабря в 18:00 в МАММ состоится круглый стол «Творчество Павла Флоренского в области гуманитарных и естественных наук».

П. А. Флоренский предвосхитил некоторые отрасли современного знания, имеющие синтетический характер (математическую лингвистику, бионику, техническую эстетику, этнологию и другие, а также науковедение — особую междисциплинарную область), которые помогают в моделировании и регулировании социальной жизни и самой науки. Это чрезвычайно важно в век глобализации и информационной революции, определяемой теми или иными возможностями в восприятии информации человеком — не только его сознанием, но и его подсознанием и сверхсознанием. Гуманитарные и естественные науки тесно взаимосвязаны, на их стыке совершаются самые важные открытия, их нельзя рассматривать как антиподы. Об этом и многом другом пойдет речь за круглым столом в МАММ, в котором примут участие философы и филологи, математики и искусствоведы, культурологи и геологи, представители гуманитарных и естественных наук, видные ученые в своей области.

При поддержке

РОСБАНК 15.03

Стратегический информационный партнер

Арт Хроника

Генеральный информационный партнер

TimeOut

Информационные партнеры

Первый канал Огонек Коммерсант FM The Art Newspaper Russia Winzavod art review Foto-Video be in The Poison Magazine Foto.ru Диалог Искусств Арт-Гид