Марко Делогу. Из серии «Портреты этрусков». 1996. Собрание автора, Рим
Марко Делогу. Из серии «Портреты этрусков». 1996. Собрание автора, Рим
Марко Делогу. Из серии «Портреты этрусков». 1996. Собрание автора, Рим
Марко Делогу. Из серии «Портреты этрусков». 1996. Собрание автора, Рим
Марко Делогу. Из серии «Танцующий сатир». 2003. Собрание автора, Рим
Марко Делогу. Из серии «Танцующий сатир». 2003. Собрание автора, Рим
Марко Делогу. Из серии «Танцующий сатир». 2003. Собрание автора, Рим
Марко Делогу. Из серии «Танцующий сатир». 2003. Собрание автора, Рим
Марко Делогу. Из серии «Танцующий сатир». 2003. Собрание автора, Рим
Марко Делогу. Из серии «Танцующий сатир». 2003. Собрание автора, Рим
Марко Делогу. Из серии «Танцующий сатир». 2003. Собрание автора, Рим
Марко Делогу. Из серии «Танцующий сатир». 2003. Собрание автора, Рим
Марко Делогу. Из серии «Танцующий сатир». 2003. Собрание автора, Рим
Марко Делогу. Из серии «Танцующий сатир». 2003. Собрание автора, Рим
Марко Делогу. Из серии «Траяны». 1993. Собрание автора, Рим
выставка завершилась
Гоголевский бульвар, д.8
На этой выставке впервые серия портретов римских и этрусских статуй, сделанных Марко Делогу, собрана целиком. Именно с этой, первой, серии фотографий римских бюстов началось его почти маниакальное увлечение групповыми и индивидуальными портретами. Фотографии этих статуй выдают особую чуткость Делогу, его зачарованность этими лицами. Они запечатлевают ту связь, которую освещение может создать между чертами лица и чертами психики и которая потом оказывается перенесена на человеческое лицо. В ходе этой работы была создана не одна серия портретов людей, объединенных каким-то особым выражением (от крестьян Понтайн Маршез до тюремных заключенных, жокеев Палио или кардиналов) или одним языком (такова серия портретов композиторов, авторов современной классической музыки).
Частая тема на этой выставке — статуя и ее портрет. Лицо, пойманное фотографом, давн застыло намертво, но это не значит, что его нельзя реинтерпретировать. Как пишет Джеральдин А. Джонсон, «его цель — явно скорее интерпретация, чем документирование. В отличие от равномерно освещенных скульптур, открывающих свой облик объективному взгляду историка искусства или куратора музея, образы Делогу намеренно затемнены и с трудом поддаются расшифровке. Вместо того чтобы ясно показывать скульптуры, как это делается в музеях, где они обычно выставлены, Делогу позволяет их чертам проступать, скользя и колеблясь, из глубокой тени, едва намечая контуры».
Проект открывается одной из самых ранних серий фотографа, — это портреты статуй Древнего Рима. Уже в этой работе видны черты, которые станут отличительными особенностями его работы в последующих проектах. Прежде всего, сам факт, что он все время возвращается к лицу как к предмету изображения. Кроме того, использование освещения, которое изменяет лицо, выводит его на первый план и прячет, смягчает черты и делает их более четкими. Наконец, формат «серии портретов», группировка, прием объединения разных лиц, между которыми тянется одна, более или менее заметная, ниочка. Эти элементы останутся характерными для будущей работы фотографа, по мере того как он будет двигаться от камня к плоти современных лиц.
В «Этрусских портретах» эта параллель между каменными лицами и лицами живыми становится явной: портреты древних этрусских статуй помещены рядом с портретами живых людей — жителей района, известного своими этрусскими древностями. Как пишет Джеральдин А. Джонсон, «большинство каменных лиц, снятых Марко Делогу, давно потеряли следы индивидуальности, но живые лица, помещенные рядом с головами из туфа и терракоты, помогают вызвать к жизни если не имена и истории этих людей, то по меньшей мере ту кровь, которая когда-то текла в их жилах и то «искусство быть счастливым» (l’art d’Рtre heureux), которое французский писатель Стендаль приписывал древним этрускам. В «Нравственных письмах» Сенека замечает, что «благородным человека делает не двор, заполненный знаменитостями, но душа». То, что изображает Делогу, это не слава, но благородство души, которое так легко теряется, когда мы разглядываем эти предметы на фоне голых стен музейной экспозиции или на глянцевых страницах книги по искусству. Погружая их обратно в таинственный мрак и воссоединяя их с душами мужчин и женщин, Делогу облагораживает как лица изваяний, так и их живых двойников. Фотографии Делогу возвращают жизнь античным бюстам и достоинство — лицам современников».
Завершив работу над этрусскими портретами, Марко Делогу не снимал статуи в течение некоторого времени, до тех пор, пока в 2002 году ему не представилась возможность запечатлеть Пляшущего Сатира, античную скульптуру из бронзы, выполненную предположительно в Греции и найденную в 1998 г. под водой близ Мазара дель Валло, на Сицилии. Теперь Марко Делогу впервые выставляет фотографии сатира, в то время как статуя начинает свой тур в Японии. Три дня, проведенные наедине со статуей, оживили увлечение Марко Делогу античной скульптурой, что подтолкнуло его к созданию своей последней работы, посвященной этой же теме. Такова SPQR, новая версия лиц римских статуй из Капитолийских музеев (единственное исключение представляет статуя африканского мальчика из неаполитанского Археологического музея). Эта серия была представлена в Риме на выставке, где фотографии скульптур разместили бок о бок с картинами художника Стефано ди Стазио, который использовал фотографии, чтобы создать рисованные портреты, на которых фигуры оживали, помещенные в современный контекст. Эта выставка дает лишь один пример такого парного расположения фотографии и картины, на которых лицо возрастом более двух тысяч лет подвергается двойному переносу и реинтерпретации в современном контексте и таким образом начинает новую жизнь.
«Фотография, — пишет во вступительной статье, предваряющей каталог первой группы римских портретов, Диего Морморио, — это яростный мятеж человека против собственной смертности. Это камень, брошенный в лицо забвения — и он тяжелее и летит точнее в цель, чем камень античных портретов. Это светящийся камень. Теперь, когда мы изваяны в свете, мы превозможем тьму нашего исчезновения, — может быть, мы дерзнем рассуждать так, получив собственный фотопортрет, хотя здравый смысл заставляет признать, что рано или поздно и этот портрет исчезнет. Но прежде чем исчезнуть, наши портреты будут, без сомнения, сиять под взглядами множества глаз и, может быть, найдется кто-то, для кого они просияют особенно ярко, как это случилось с камнями, хранящимися в музеях Капитолия, которые встретили пристальный взгляд Марко Делогу. Внимательно наблюдая, он поместил камень на камень и так придал новую прекраснейшую форму жизням нескольких человек».
Марко Делогу родился в 1960 г. в Риме,где он и сегодня живет и работает.
Тема его работы — портреты групп людей, объединенных опытом и языком. Он издал более двадцати книг. Его работы выставлялись в Италии и за границей (во Французской Академии, на вилле Медичи в Риме, в римской Городской галерее нового искусства и искусства современности, Palazzo delle Esposizioni в Риме, Варбургском институте в Лондоне, фонде Генри Мура в Лидсе, IRCAM, Центре Жоржа Помпиду в Париже, MuseО de l’Elysee в Лозанне и др.)
Работая фотографом, Делогу является также издателем и куратором выставок. В 2002 г. он организовал первый международный фестиваль ФотоГрафия в Риме, художественным руководителем которого он остается и до сегодняшнего дня. В 2003 году он открывает издательский дом Punctum. Он провел более 50 выставок, на которых были представлены работы одних из самых известных фигур мировой фотографии, среди которых Жозеф Куделка (Mercati di Traiano, Рим, 2003), Сэлли Манн (Галерея Karsten Greve, Париж, 2004), Оливо Барбьери (Mercati di Traiano, Рим, 2004), Дон Маккуллин (Mercati di Traiano, Рим, 2004) и многих других. Он преподает фотографию на факультете архитектурты в римском универститете UniversitИ La Sapienza.
Quaderni di Mezzaluna