Patrick Nagatani. Cinema II, detail from the image: Alamogordo blues. 1986, Polaroid Spectra. © Patrick Nagatani
Bruce Charlesworth. Untitled. 1979, Polaroid SX-70. Hand-colored. © Bruce Charlesworth
Lucien Clergue. Le Cerf Volant, Bretagne. 1984, Polaroid SX-70 Time Zero. © Lucien Clergue
Joan Fontcuberta. Untitled. 1981 Polaroid Type 665. Gelatin silver print 10.4 x 10.4''. © Joan Fontcuberta / VBK Wien, 2011
Luigi Ghirri. AMSTERDAM. 1980, Polaroid Polacolor. 20 x 24''. © Eredi di Luigi Ghirri
Robert Mapplethorpe. Untitled (Diane). ca. 1974, Polaroid Type 55. 4 x 5". © Robert Mapplethorpe Foundation
Helmut Newton. Untitled. 1976, Polaroid SX-70. © Helmut Newton Estate
Vicki Lee Ragan. The Princess and the Frogs. 1983, Polaroid Polacolor. 20 x 24". © Vicki Lee Ragan
Oliviero Toscani. Andy Warhol with camera. 1974, Polaroid Type 105. 3¼ x 4¼". © Oliviero Toscani
Ulay. Untitled. 1969, Polaroid Type 665. 3¼ x 4¼". © Frank Uwe Laysiepen /VBK, Wien 2011
Andy Warhol. ANDY SNEEZING. 1978 Polaroid SX-70. © The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts Inc. / VBK, Wien 2011
выставка завершилась
Впервые в России МАММ представляет масштабную выставку фотографий, созданных благодаря технологии так называемого «одноступенного процесса», он же моментальная фотография, он же полароид (в очередной раз название фирмы-производителя стало обозначать целый процесс, вид фотографии и сам объект).
Значительная часть коллекции полароидов, созданных с начала 1960-х по 1990-е гг., нашла новый дом с 2011 года в Европе, в венском музее Westlicht. И это событие сложно переоценить не только в силу количественных показателей (в Вене хранится около 4400 полароидов), но и прежде всего качественных, потому что в собрании есть фотографии, снятые на Polaroid Энди Уорхолом, Робертом Раушенбергом, Анселем Адамсом, Робертом Мэпплторпом, Полом Хафом, Хельмутом Ньютоном и т. д. Все эти имена будут представлены на выставке в МАММ.
Проект «Полароиды» описывает это почти исчезнувшее и вновь возвратившееся медиа не только как вспомогательное средство, ставшее незаменимым в мастерских художников, кабинетах фоторедакторов, медиков, научных лабораториях, но и как самостоятельный вид фотографии, открывший её новые свойства и расширивший возможности. Полароидовские камеры позволяли производить отпечатки довольно больших размеров (зрители увидят, например, полароиды 20×24 дюйма (50,8×60,96 см.)), а моментальность проявления фотографии отвечали сути этого вида искусства, которому, наконец, удалось поймать момент, минимальную единицу времени. Возможность производить секвенции, делать почти анимацию увлекала, например, неравнодушного и чуткого ко всему новому Энди Уорхола (серия «Энди чихает»), а у Мэпплторпа, напротив, персонажи на полароидах так же статичны, «прочны», физически конкретны и им по-прежнему чужда микродинамика. Вообще нужно отметить, что глядя на полароиды великих фотографов, далеко не сразу и не всегда понимаешь, в чем же собственно состоит отличие обычного в их случае фотопроцесса и съемки на камеру Polaroid: Стивен Шор по-прежнему снимает американские пейзажи и интерьеры, Хаф увлечен геометрическими объемами, Уильям Вегман неизбежно фотографирует «ваймаранеров». Однако некоторую специфику можно все-таки обнаружить: большая ловкость композиции и вместе с тем небрежность, необязательность, тяга к серийности, к производству целого ряда фотоизображений, напряженный поиск сюжета, потому что кажется художники и фотографы пытались приспособиться под новую технологию. Жизнь которой оказалась кстати весьма недолгой, и тем ценнее рассматривать полароидные эксперименты великих фотографов как уникальные объекты, артефакты ушедшей (почти) технологии.