Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет проекты Ивана Михайлова «Пространство тишины». С помощью фотографии художник исследует пустынные ландшафты — территории, на которых о жизни человека напоминают лишь некоторые оставленные им следы, артефакты.
Иван Михайлов — выпускник Института современного искусства Иосифа Бакштейна, участник выставок, проводившихся МАММ в России, Франции, Италии и Германии. Фотография для художника — инструмент длительного визуального исследования, фиксации непрерывных изменений окружающей среды. В проект «Пространство тишины» вошли снимки, созданные в течение 10 лет наблюдения за береговой линией Волги в Чувашии. На них рекреационные зоны запечатлены зимой, в состоянии анабиоза. Оставленные людьми объекты контрастируют с белоснежной пустотой и в ней обретают особую поэтичность.
Работая с привычным для глаза и бессобытийным, Михайлов продолжает давнюю традицию в истории фотографии, представленную прежде всего авторами Дюссельдорфской школы фотографии Берндом и Хиллой Бехерами. В своих проектах они проявляли статуарность и эпическую составляющую в архитектуре эпохи индустриальной революции — водонапорных башнях, газгольдерах, зернохранилищах... Эльгер Эссер и Алек Сот сложили визуальные поэмы о крупнейших реках Европы и США. Стивен Шор открыл «саспенс» в обыденном, обнаружил притягательность в том, что для всех остальных было «слепым пятном». В разные годы МАММ представлял персональные выставки этих художников российскому зрителю. Но если Шора интересуют место или объект как «вещь в себе», то для Ивана Михайлова важно, как один и тот же объект может приобретать разные смысловые коннотации в зависимости от изменения окружающей среды. Так, обычно заполненные людьми места досуга на зимних фотографиях Михайлова пустынны. Взгляд фотографа сосредоточен на пляжных зонтиках, вышках спасателей, детских горках — предметах, на которых мы редко фиксируем внимание в оживленной толпе отдыхающих. В зимнее время года на безлюдных пляжах и набережных эти объекты становятся доминантами пространства. Лишенные своего «летнего» функционала, они выглядят пронзительно — будто покинутыми навсегда, как некогда ажиотажно востребованные, а сегодня «забытые» покемоны в инсталляции Гриши Сельского.
Музей выражает благодарность галерее Shift за поддержку проекта Ивана Михайлова.