Братья Люмьер. Сюзанна, Мадлен и Андре (кузины братьев Люмьер) на берегу залива реки Лек недалеко от города Ля Сиота. 1910. © Institut Lumiere, Famille Lumiere
Братья Люмьер. Люмьеры: семейный обед. 1910. Луи Люмьер – сидит у дерева, Огюст (в фуражке) – стоит возле стола. © Institut Lumiere, Famille Lumiere
выставка завершилась
Георгиевский пер., д.3 (
время работы: 12:00 - 21:00, выходной день - понедельник.
Телефон: +7 (495) 692-44-59
Антуан Люмьер родился в департаменте
В Лионе он открывает фотографическую студию, и репутация его быстро растет. Он снимает портреты как простых горожан, так и важных лионских чиновников, посещающих его мастерскую.
Его дело быстро становится успешным коммерческим предприятием. Но Антуан Люмьер решительно смотрит в будущее, входит в курс всех последних нововведений в области фотографии и предвидит в этой области революцию; он понимает, что очень скоро и неизбежно фотография перестанет быть уделом профессионалов и станет доступной любителям.
До
Эта технология предполагала, что фотограф сам производит эмульсию, наносит ее на стеклянную пластину непосредственно перед съемкой и сразу проявляет. Естественно, этот процесс делал фотосъемку за пределами студии достаточно проблематичным занятием.
Появление первых сухих пластин, покрытых желатиновой эмульсией бромистого серебра стало настоящей революцией, так как фотография становится доступной всем: пластины теперь производили задолго до момента съемки, хранили с латентным изображением и проявляли через длительное время после съемки.
В
Так родилась мгновенная пластина «Голубая этикетка»: это базовое изобретение решило судьбу семьи Люмьеров.
Демократизации фотографии способствовала простота использования пластины и краткость выдержки. Фотографу теперь не надо было быть химиком, — достаточно было обладать фотоаппаратом.
Продажа пластин, произведенных силами семьи в самой студии, имела такой успех, что вскоре стало невозможно удовлетворять растущий спрос. В 1882 г. для производства сухих пластин в промышленных масштабах Антуан Люмьер создает в квартале Лиона Монплезир первую мануфактуру, вскоре превращенную в завод. Два брата Люмьер организуют на предприятии поэтапное производство и в целях экономии рабочей силы частично механизируют его. Они идут в ногу с прогрессом и для того, чтобы разнообразить виды деятельности, начинают производство чувствительной бумаги и химикатов для проявки. Так возникло самое крупное в Европе предприятие по производству фотографических материалов; просуществовало оно до начала
Но братья Люмьер были не просто управляющими и промышленниками. Инфраструктура их Общества становится естественным продолжением гения этих неутомимых исследователей и дает им необходимые средства для внедрения собственных изобретений.
В таком благоприятном контексте они дарят миру два важнейших изобретения: в 1895 году синематограф живых картин, а в 1907 — процесс автохром для создания цветной фотографии.
Через десять лет после открытия своего дела в Лионе Антуан Люмьер оставляет профессию фотографа и становится фотопромышленником на семейном предприятии, которым управляют два его сына. Таким образом, фотография остается источником дохода для семьи Люмьер, но их деятельность становитя намного шире, а доходы — больше.
Процесс фотографирования перестает быть основным заработком и становится увлечением или апробированием различной продукции предприятия. Вся деятельность все больше концентрируется в кругу семьи, которая с
Семейная фотография
На рубеже веков Люмьеры снимают семейную повседневную жизнь и путешествия на
Все тридцать фильмов, или как их называли «живые картины» синематографа, с Люмьерами в качестве действующих лиц демонстрировались, распространялись и продавались по всему миру. И все они оставались анонимными. Нигде не было указано, что пара «фигурантов», которая кормит младенца в фильме «Кормление ребенка», это Огюст Люмьер с женой и дочерью Андре… Напротив, все фотографии семейства Люмьер предназначались исключительно для тесного семейного круга.
Такова личная коллекция Луи Люмьера, к которой относятся автохромы, представленные на этой выставке. Мы видим Люмьеров в портовом городе
Эти снимки не подписаны ни Огюстом, ни Луи, ни Антуаном. Некоторые из них могут быть сделаны одной из сестер или супруг, например Маргаритой. И если все эти фотографии можно рассматривать как коллективное творчество для семейного архива, тем не менее, среди всех семейных снимков автохромы выделяются в определенное единство.
Сходство фотографий происходит, разумеется, от того, что все члены семьи учились снимать у отца, основателя династии Люмьеров, причиной тому и фотографическая техника, свойственная этому методу.
В противоположность семейным фотографиям, снятым на
Кроме того, что эти фотографии объединены
Причиной прекращения практики семейной фотографии стало начало войны и целый ряд трагических потерь.
Семейные автохромы семьи Люмьер тем более ценны для нас, что они свидетельствуют о дважды завершившейся эпохе: это последние счастливые моменты в жизни семьи, запечатленные в переливающихся красках, как последние альбомные иллюстрации на странице, перевернутой с началом первого мирового конфликта в Истории.
В июне
Распространив использование сухих
Следуя той же логике, они пытались сделать таким же доступным для всех желающих и цветной процесс автохром.
Братья Люмьер разработали собственную технологию трехцветного синтеза. Однако три последовательные съемки, каждая через цветной фильтр, делали этот метод пригодным только для фотографирования абсолютно неподвижных объектов. Кроме того, кропотливая поэтапная лабораторная работа, необходимая для получения финального изображения путем точного наложения трех монохромных позитивов, отпугивала любителей.
Для того, чтобы добиться получения изображения в один этап, около
Ему это удается в декабре 1903 — это дата получения патента на пластину с тремя цветовыми фильтрами, которую позже назовут автохром, или самоцвет.
Эта трехцветная сетка состоит из миллиона микроскопических гранул картофельного крахмала, окрашенных в оранжевый, зеленый и синий цвета и работающих как светофильтры. Такую цветную эмульсию наносят на стеклянную пластину, покрытую лаком, и сверху покрывают
Полученная таким образом пластина готова к употреблению и для ее проявления — как и для проявления
Если смотреть через платину на свет, то этот стеклянный диапозитив позволяет увидеть через эмульсию только те зерна крахмала, которые соответствовали цвету снимаемого объекта. Только взгляд на изображение в целом позволяет, благодаря оптическому смешению, восстановить все нюансы, возникающие от сопоставления множества разнородных цветных точек.
Луи Люмьеру понадобится еще четыре года, чтобы оптимизировать процесс и внедрить сложный комплекс промышленного производства таких пластин.
1907. Наконец, мир разноцветный
Ценой семилетних трудов Луи Люмьер достиг своей цели, разработав простую в применении технологию для получения конечного цветного фотографического изображения.
Результат оказался достойным потраченных усилий: отныне стало возможно производить промышленным способом (до
Качество сохранности цвета позволяет нам даже сегодня оценить красоту этих снимков из прошлого.
Эстетика изображений, полученных при помощи технологии автохрома, находится на полпути между фотографией и живописью
Таким образом, статичность этих изображений приближает их к живописи. Это не абсолютно моментальный снимок, а изображение застывшего мгновения, дополненного цветовым впечатлением, полученным от многочисленных пигментных мазков, положенных кистью света.
Кроме того, каждое такое изображение существует в единственном экземпляре, так как это диапозитив на стекле, без печатного бумажного оттиска. Эта специфика наполняет автохром совсем особым эмоциональным и эстетическим зарядом, делая из него живописную фотографию.
Луи Люмьер считал автохром шедевром среди всех своих изобретений. Заслужено, ибо нам сегодня немыслимо видеть мир, зафиксированный только