Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Братья Люмьер - Ранний цвет (автохромы)

Братья Люмьер
Ранний цвет (автохромы)

Братья Люмьер.
Сюзанна, Мадлен и Андре (кузины братьев Люмьер) на берегу залива реки Лек недалеко от города Ля Сиота.
1910.
© Institut Lumiere, Famille Lumiere Братья Люмьер.
Люмьеры: семейный обед. 
1910. 
Луи Люмьер – сидит у дерева, Огюст (в фуражке) – стоит возле стола. 
© Institut Lumiere, Famille Lumiere

Братья Люмьер. Сюзанна, Мадлен и Андре (кузины братьев Люмьер) на берегу залива реки Лек недалеко от города Ля Сиота. 1910. © Institut Lumiere, Famille Lumiere

Братья Люмьер. Люмьеры: семейный обед. 1910. Луи Люмьер – сидит у дерева, Огюст (в фуражке) – стоит возле стола. © Institut Lumiere, Famille Lumiere

Москва, 2.04.2008—21.04.2008

выставка завершилась

МГВЗ «Новый Манеж»

Георгиевский пер., д.3 (карта проезда)
время работы: 12:00 - 21:00, выходной день - понедельник.
Телефон: +7 (495) 692-44-59

Поделиться с друзьями

Проект представлен Институтом Люмьер, Лион

Проект представлен Институтом Люмьер, Лион

Свернуть

О выставке

Семья фотопромышленнков

Антуан Люмьер родился в департаменте От-Сон в 1840 году. В 1862 в Безансоне он решает снимать фотографические портреты, хотя до этого расписывал вывески. В этом же году у него родился сын Огюст, первый из шести детей, а в 1864 — второй сын Луи. Фотография тогда была в большой моде, но начинать собственное дело оказалось нелегко, и Антуан в конце 1870 года принимает решение переехать в крупный город. Его выбор падает на Лион.
В Лионе он открывает фотографическую студию, и репутация его быстро растет. Он снимает портреты как простых горожан, так и важных лионских чиновников, посещающих его мастерскую.
Его дело быстро становится успешным коммерческим предприятием. Но Антуан Люмьер решительно смотрит в будущее, входит в курс всех последних нововведений в области фотографии и предвидит в этой области революцию; он понимает, что очень скоро и неизбежно фотография перестанет быть уделом профессионалов и станет доступной любителям.

До 1880-х гг. фотографические изображения получали при помощи сложной технологии с мокрым коллодиумом, что было недоступно любителям.
Эта технология предполагала, что фотограф сам производит эмульсию, наносит ее на стеклянную пластину непосредственно перед съемкой и сразу проявляет. Естественно, этот процесс делал фотосъемку за пределами студии достаточно проблематичным занятием.
Появление первых сухих пластин, покрытых желатиновой эмульсией бромистого серебра стало настоящей революцией, так как фотография становится доступной всем: пластины теперь производили задолго до момента съемки, хранили с латентным изображением и проявляли через длительное время после съемки.

В 1881 г. Антуан Люмьер решает производить такие сухие пластины, создавая эмульсию по формулам, опубликованным в журналах по фотографии. В этот процесс включаются двое его сыновей. Луи Люмьеру удается не только воспроизвести первоначальную формулу, но и усовершенствовать ее; он изобретает новую эмульсию, более стабильную и превосходящую тогдашние аналоги как по качеству изображения, так и по скорости. Простота производства готовой к употреблению эмульсии позволяла организовать ее промышленное производство.
Так родилась мгновенная пластина «Голубая этикетка»: это базовое изобретение решило судьбу семьи Люмьеров.
Демократизации фотографии способствовала простота использования пластины и краткость выдержки. Фотографу теперь не надо было быть химиком, — достаточно было обладать фотоаппаратом.
Продажа пластин, произведенных силами семьи в самой студии, имела такой успех, что вскоре стало невозможно удовлетворять растущий спрос. В 1882 г. для производства сухих пластин в промышленных масштабах Антуан Люмьер создает в квартале Лиона Монплезир первую мануфактуру, вскоре превращенную в завод. Два брата Люмьер организуют на предприятии поэтапное производство и в целях экономии рабочей силы частично механизируют его. Они идут в ногу с прогрессом и для того, чтобы разнообразить виды деятельности, начинают производство чувствительной бумаги и химикатов для проявки. Так возникло самое крупное в Европе предприятие по производству фотографических материалов; просуществовало оно до начала 1970-х годов.

Но братья Люмьер были не просто управляющими и промышленниками. Инфраструктура их Общества становится естественным продолжением гения этих неутомимых исследователей и дает им необходимые средства для внедрения собственных изобретений.
В таком благоприятном контексте они дарят миру два важнейших изобретения: в 1895 году синематограф живых картин, а в 1907 — процесс автохром для создания цветной фотографии.

Через десять лет после открытия своего дела в Лионе Антуан Люмьер оставляет профессию фотографа и становится фотопромышленником на семейном предприятии, которым управляют два его сына. Таким образом, фотография остается источником дохода для семьи Люмьер, но их деятельность становитя намного шире, а доходы — больше.
Процесс фотографирования перестает быть основным заработком и становится увлечением или апробированием различной продукции предприятия. Вся деятельность все больше концентрируется в кругу семьи, которая с 1890-х гг. увеличивается за счет нового поколения: детей братьев Люмьер и их сестер Жанны, Джульетты и Франс.


Семейная фотография

На рубеже веков Люмьеры снимают семейную повседневную жизнь и путешествия на черно-белые пластины, потом на синематограф и, наконец, на цветные пластины автохром.

Все тридцать фильмов, или как их называли «живые картины» синематографа, с Люмьерами в качестве действующих лиц демонстрировались, распространялись и продавались по всему миру. И все они оставались анонимными. Нигде не было указано, что пара «фигурантов», которая кормит младенца в фильме «Кормление ребенка», это Огюст Люмьер с женой и дочерью Андре… Напротив, все фотографии семейства Люмьер предназначались исключительно для тесного семейного круга.

Такова личная коллекция Луи Люмьера, к которой относятся автохромы, представленные на этой выставке. Мы видим Люмьеров в портовом городе Ля-Сиота или в лионском квартале Монплезир и становимся свидетелями частной жизни этой необычной семьи, о которой порой судят по суровым официальным портретам. Благодаря этим снимкам, мы как бы участвуем в их образе жизни, вполне обеспеченном, но в то же время преисполненном самых простых радостей и сосредоточенном на семейном единстве и на любви к семье и детям.

Эти снимки не подписаны ни Огюстом, ни Луи, ни Антуаном. Некоторые из них могут быть сделаны одной из сестер или супруг, например Маргаритой. И если все эти фотографии можно рассматривать как коллективное творчество для семейного архива, тем не менее, среди всех семейных снимков автохромы выделяются в определенное единство.

Сходство фотографий происходит, разумеется, от того, что все члены семьи учились снимать у отца, основателя династии Люмьеров, причиной тому и фотографическая техника, свойственная этому методу.

В противоположность семейным фотографиям, снятым на черно-белые пластины при помощи стереоскопичного, легкого и послушного аппарата «Вераскоп», которому не нужны ни штатив, ни фокусировка, и который позволяет снимать непосредственно саму жизнь, процесс автохрома предполагал длительную выдержку, а с выдержкой даже в секунду моментального снимка уже не получится. Автохром требовал от моделей замереть на время выдержки, и естественно, что такая фотография напрашивается на постановку: фотографу хотелось расположить модель или модели в кадре каким-то определенным образом. Кроме того, сам способ передачи цветов обеспечивает фотографиям автохрома некое стилистическое единство: при постановке требуются цветные аксессуары, позволяющие сыграть сочетанием контрастных цветов, выделить то или иное цветовое пятно, сделать его более заметным. Часто вводятся красные пятна в виде шляпы, зонтика или одежды для контраста с зеленью на заднем плане.

Кроме того, что эти фотографии объединены персонажами-членами одной семьи, замечательно и то, что все они в большинстве своем сняты за довольно короткий период, между 1907 и 1913 годами. Хотя на этот период приходится юность излюбленных моделей — Сюзанны, Андре и Мадлен, дочерей и племянниц Луи и Огюста Люмьер, это не значит, что семейное единство позднее нарушилось из-за браков, затруднивших встречи.

Причиной прекращения практики семейной фотографии стало начало войны и целый ряд трагических потерь.

Семейные автохромы семьи Люмьер тем более ценны для нас, что они свидетельствуют о дважды завершившейся эпохе: это последние счастливые моменты в жизни семьи, запечатленные в переливающихся красках, как последние альбомные иллюстрации на странице, перевернутой с началом первого мирового конфликта в Истории.

1903—1907. Изобретение цветной фотографии, процесс автохрома

В июне 1907 г. на рынке появляется первая коммерческая технология для получения цветной фотографии — автохромы Люмьер. Впервые в мире фотографическое воспроизведение цвета оказалось доступно как любителям, так и профессионалам.

Распространив использование сухих желатино-бромовых пластин, братья Люмьер способствовали тому, чтобы черно-белая фотография, прежде доступная только профессионалам, стала доступной и любителям.

Следуя той же логике, они пытались сделать таким же доступным для всех желающих и цветной процесс автохром.

Братья Люмьер разработали собственную технологию трехцветного синтеза. Однако три последовательные съемки, каждая через цветной фильтр, делали этот метод пригодным только для фотографирования абсолютно неподвижных объектов. Кроме того, кропотливая поэтапная лабораторная работа, необходимая для получения финального изображения путем точного наложения трех монохромных позитивов, отпугивала любителей.

Для того, чтобы добиться получения изображения в один этап, около 1900 года Луи Люмьер решает поместить все цветные фильтры на одной пластине, что позволило бы производить как цветоделение при съемке, так и синтез цветов при рассмотрении результата.

Ему это удается в декабре 1903 — это дата получения патента на пластину с тремя цветовыми фильтрами, которую позже назовут автохром, или самоцвет.

Эта трехцветная сетка состоит из миллиона микроскопических гранул картофельного крахмала, окрашенных в оранжевый, зеленый и синий цвета и работающих как светофильтры. Такую цветную эмульсию наносят на стеклянную пластину, покрытую лаком, и сверху покрывают черно-белой эмульсией.

Полученная таким образом пластина готова к употреблению и для ее проявления — как и для проявления черно-белой пластины того времени — не было необходимости производить инверсию негатива в позитив.

Если смотреть через платину на свет, то этот стеклянный диапозитив позволяет увидеть через эмульсию только те зерна крахмала, которые соответствовали цвету снимаемого объекта. Только взгляд на изображение в целом позволяет, благодаря оптическому смешению, восстановить все нюансы, возникающие от сопоставления множества разнородных цветных точек.

Луи Люмьеру понадобится еще четыре года, чтобы оптимизировать процесс и внедрить сложный комплекс промышленного производства таких пластин.


1907. Наконец, мир разноцветный

Ценой семилетних трудов Луи Люмьер достиг своей цели, разработав простую в применении технологию для получения конечного цветного фотографического изображения.

Результат оказался достойным потраченных усилий: отныне стало возможно производить промышленным способом (до 6000 штук в день) пластины, простые в употреблении, позволяющие сразу получить позитивное цветное изображение. Эта технология в течение почти тридцати лет, вплоть до появления технологий нанесения химических цветов на пленку, окажется единственным способом изображать на фотографии голубой цвет неба или цвет лица девушки. Тысячи фотографий во всем мире были сделаны таким способом.

Качество сохранности цвета позволяет нам даже сегодня оценить красоту этих снимков из прошлого.

Эстетика изображений, полученных при помощи технологии автохрома, находится на полпути между фотографией и живописью из-за пуантилистского эффекта, полученного благодаря видимым гранулам крахмала, а также из-за выбранных тем. Относительная непрозрачность сетки крахмала требовала удлинения времени выдержки, и, если пластина была достаточно чувствительной для фиксации позы живого существа, то она не могла запечатлеть его в движении.

Таким образом, статичность этих изображений приближает их к живописи. Это не абсолютно моментальный снимок, а изображение застывшего мгновения, дополненного цветовым впечатлением, полученным от многочисленных пигментных мазков, положенных кистью света.

Кроме того, каждое такое изображение существует в единственном экземпляре, так как это диапозитив на стекле, без печатного бумажного оттиска. Эта специфика наполняет автохром совсем особым эмоциональным и эстетическим зарядом, делая из него живописную фотографию.

Луи Люмьер считал автохром шедевром среди всех своих изобретений. Заслужено, ибо нам сегодня немыслимо видеть мир, зафиксированный только черно-белыми красками, а до изобретения автохрома иначе и быть не могло…

При поддержке

MasterCard Посольство Франции в России Французский культурный центра в Москве