Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Расположение картин зависит от вкуса. Современное искусство из коллекции Антона Козлова

Расположение картин зависит от вкуса. Современное искусство из коллекции Антона Козлова

Эдуард Штейнберг. Композиция. 1975. Холст, масло. Коллекция Антона Козлова. Франциско Инфанте. Рождение вертикали. 1962
Бумага, гуашь, темпера. Коллекция Антона Козлова. Группа МишМаш. Сверху вверх. 2018. Смешанная техника. Коллекция Антона Козлова. Группа «Коллективные действия». Лозунг-1977. 1977 (печать — 2022). Цифровая печать. Коллекция Антона Козлова. Сергей Волков. Расположение картин зависит от
вкуса. Триптих. 1988 Холст, масло. Коллекция
Антона Козлова. Лев Нусберг. Волна в серо-магнитном поле. 1961. Бумага, темпера. Коллекция Антона Козлова.

Эдуард Штейнберг. Композиция. 1975. Холст, масло. Коллекция Антона Козлова.

Франциско Инфанте. Рождение вертикали. 1962 Бумага, гуашь, темпера. Коллекция Антона Козлова.

Группа МишМаш. Сверху вверх. 2018. Смешанная техника. Коллекция Антона Козлова.

Группа «Коллективные действия». Лозунг-1977. 1977 (печать — 2022). Цифровая печать. Коллекция Антона Козлова.

Сергей Волков. Расположение картин зависит от вкуса. Триптих. 1988 Холст, масло. Коллекция Антона Козлова.

Лев Нусберг. Волна в серо-магнитном поле. 1961. Бумага, темпера. Коллекция Антона Козлова.

Москва, 5.03—15.06.2025

до окончания выставки — 74 дня

Поделиться с друзьями





Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова, Ольга Свиблова

Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова, Ольга Свиблова

Свернуть

О выставке

РАСПОЛОЖЕНИЕ КАРТИН ЗАВИСИТ ОТ ВКУСА
Современное искусство из коллекции Антона Козлова

Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова, Ольга Свиблова

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Расположение картин зависит от вкуса. Современное искусство из коллекции Антона Козлова». Проект продолжает стратегическую программу музея «Частные коллекции в МАММ».

Коллекция современного искусства Антона Козлова начала формироваться в 2019 году, и построена она, по признанию коллекционера, на «симбиозе любви и аналитики». Это систематизированное собрание работ музейного уровня, за которым стоит серьезная научная работа. Сам коллекционер, развивая собрание, соединяет научно-исследовательскую деятельность с популяризацией творчества художников и современного российского искусства. В социальных сетях коллекции еженедельно публикуются видео бесед коллекционера с художниками, искусствоведами и кураторами. К запуску готовится сайт коллекции с оцифрованными произведениями в сопровождении научных аннотаций. «Предметы искусства моей и любой коллекции требуют глаз, слов, споров, выставок, обсуждений — им нужна жизнь», — подчеркивает коллекционер.

На сегодняшний день коллекция Антона Козлова насчитывает более тысячи произведений и дает возможность на ее основе создавать различные выставочные проекты.

Выставка в МАММ — попытка создать пунктирную карту развития современного российского искусства с фокусом внимания на таких важных направлениях, как послевоенная абстракция и московский концептуализм. Так как границы между течениями в искусстве достаточно размыты, то в экспозиции показаны и отдельные работы, относящиеся к кинетизму, оп-арту, соц-арту и др. Название выставке дала одноименная картина Сергея Волкова, одного из лидеров младоконцептуального искусства, работавшего в 1980-х годах в знаменитом сквоте в Фурманном переулке.

Отправной точкой маршрута станут работы представителей некогда неофициального советского искусства, а сегодня — российских и мировых классиков: Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Ивана Чуйкова, Виктора Пивоварова, Риммы и Валерия Герловиных, Елены Елагиной, Юрия Злотникова, Бориса Турецкого, Михаила Рогинского, Вячеслава Колейчука, Франциско Инфанте, группы «Коллективные действия», Тимура Новикова, Ирины Наховой и др.

Одновременно экспозиция позволит увидеть, как развиваются и трансформируются художественные методы, выработанные в 1960–1980-х годах, в произведениях авторов более молодых поколений, среди которых группа «МишМаш», Анна Желудь, Роман Сакин, Алина Глазун, Ирина Корина, Петр Кирюша и другие художники, чье творчество во многом определяет актуальное состояние современного искусства в России.

С 1956 по 1961 годы, в период оттепели, приподнявшей железный занавес, в Советском Союзе впервые были показаны произведения современных зарубежных художников: Джексона Поллока, Марка Ротко, Ханса Хартунга, Виллема де Кунинга и других звезд мирового современного искусства. Для многих молодых художников это событие стало мощным импульсом к поиску собственных изобразительных языков. Большое влияние на формирование их искусства оказало и переоткрытие русского авангарда: художники-нонконформисты вспоминают, что на рубеже 1950–1960-х годов смогли увидеть работы авангардных художников, запертые в музейных запасниках, мастерских их учеников и последователей, а позже — в доме великого собирателя русского авангарда Георгия Костаки. Молодые художники, обратившиеся в конце 1950-х – 1960-х годах к абстракции, приравнивали акт живописи к акту познания.

Юрий Злотников, увлеченный математикой и психофизиологией, с 1956 по 1962 годы создает программную серию «Сигнальная система», которая стала результатом его большой исследовательской работы по изучению механики взаимодействия художника, изображения и зрителя: заполненные простыми геометрическими фигурами листы бумаги становятся партитурой чувственных и тактильных переживаний, провоцирующих ответную реакцию зрителя. В амбициозных проектах группы «Движение», основанной в 1962 году Львом Нусбергом, утопии авангарда с его мечтой изменить мир соединились с верой в преобразующую силу союза искусства и науки, способного приблизить будущее.

Работы Эдуарда Штейнберга и Лидии Мастерковой, напротив, апеллируют к метафизической глубине супрематических композиций Малевича, используя формальный арсенал авангарда для трансляции собственного духовного опыта. В конце 1960-х годов направление художественных поисков сместилось с исследования выразительных возможностей искусства на вопросы о его природе и функционировании.

Концептуалистский метод Ильи Кабакова к середине 1970-х приобретает значение одного из определяющих направлений неофициального искусства, став интеллектуально-эстетической базой художников последующих поколений.

Уже в 1973 году Римма и Валерий Герловины осознанно определяли себя концептуалистами и использовали слово «концепт» для обозначения своих произведений. Объекты Риммы Герловиной в форме кубиков с текстом на его гранях стали образцом синтетической формы концептуального произведения, работающего со словом.

В практике группы «Коллективные действия», организованной в 1976 году Андреем Монастырским, сформировался особый жанр — «поездки за город», определивший принципиальное отличие российского акционизма от западного: основными эстетическими полями, на которых разыгрывались сценарии акций «Коллективных действий», были природные пространства и «внутреннее пространство» сознания участников.

Коллекция Антона Козлова находится в активной фазе формирования, и музей надеется, что данный проект — это первый шаг в работе с его собранием.

«Аутентичность, честность, гуманистичность и открытость коммуникации — ключевые слагаемые российского современного искусства последних семидесяти лет. Будучи производным от реальности, оно позволяет осознанно взглянуть на самих себя и на те события, которые происходят вокруг. Моя задача как коллекционера — сделать свою коллекцию доступной зрителю, и я рад, что сегодня ее часть займет сразу три этажа Мультимедиа Арт Музея — важнейшей площадки для популяризации и исследования искусства».

Антон Козлов

Команда коллекции Антона Козлова: Галина Шубина, Катя Чувашова, Станислав Гришкевич
Коллекция Антона Козлова

Информационные партнеры выставки

blueprint

Правила Жизни

объединение

Стратегический партнер музея

alfabank

Генеральный радиопартнер

Серебряный дождь

Стратегический информационный партнер

marieclaire

Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia

Информационные партнеры

Первый канал Crocus TV Русский пионерДиалог ИскусствThe Vanderlust  RosPhotoPhotographer.ruMagenta