Торжественное открытие международных соревнований «Дружба-84» на Центральном стадионе имени В. И. Ленина. Москва 18 августа 1984
В дождь, 1980-е
Балерина за чтением газеты «Известия». Воронежский театр оперы и балета, 1984
Министр иностранных дел СССР Андрей Громыко с гейшами во время первого посещения Японии по приглашению правительства, 1962
Военный парад, посвящённый 60-летию Октябрьской революции. Москва, 1977
Балерина Майя Плисецкая, 1970-е
Алла Пугачёва и Борис Моисеев на репетиции, 1983
выставка завершилась
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Александра Стешанова, приуроченную к 80-летию бессменного фотокорреспондента «Известий».
Александр Стешанов родился в Москве в 1937 году. Его отец — Нестер Андреевич Стешанов был танкистом, Великую Отечественную войну закончил в Берлине. Эхо войны неожиданным образом откликнулось в профессиональной судьбе будущего фотографа. Вот что теперь рассказывает об этом сам Стешанов: «В моем семейном архиве как самая драгоценная реликвия хранится старый пожелтевший снимок, который отец прислал нам с мамой в Москву из Вены весной 1945 года. На нем — три капитана Красной Армии. Три танкиста, „экипаж машины боевой“. Они снялись в венском фотоателье 14 апреля, на следующий день после освобождения австрийской столицы (одна из последних военных наград отца — медаль „За освобождение Вены“). А дальше было вот что. Отец участвовал в штурме Берлина. Летом 45-го их воинскую часть перебросили на Дальний Восток, и к его боевым наградам прибавилась медаль „За победу над Японией“. В августе его вернули на службу в Германию. Возвращаясь через Москву, он взял с собой семью. 1 сентября я пошел во второй класс школы при военном городке в Бранденбурге. Здесь, как ни странно это прозвучит, решилась моя профессиональная судьба. Мы жили в частном немецком доме. У нас сложились добрые отношения с его хозяйкой фрау Фридой. Когда в 1948 году отец демобилизовался и мы собрались в обратный путь, фрау Фрида подарила мне на память „лейку“, фотоаппарат своего мужа, погибшего на русском фронте. С этой „лейкой“ я, уже московский школьник, ученик 4 касса, пришел в Москворецкий дом пионеров на Большой Полянке (наш дом стоял как раз за ним). Руководитель фотокружка с недоверием отнесся к мальчишке с немецкой „лейкой“, но когда узнал его историю, понял, что мое увлечение фотографией неслучайно... Уже через год мой первый снимок появился в „Пионерской правде“ с подписью: „Фото ученика 5 класса Александра Стешанова“».
Еще школьником Стешанов активно печатался в московских изданиях — в «Вечерней Москве», в журнале «Театральная жизнь». После 8 класса закончил школу рабочей молодежи, пришел на студию при ВГИКе и поступил на операторский факультет. 1959 год стал в судьбе Стешанова переломным. От ВГИКа его в качестве руководителя съемочной группы посылают на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в ту самую Вену, которую освобождал его отец. Здесь Стешанов познакомился со своим коллегой, спецкором газеты «Известия» Константином Толстиковым. Тот, угадав в юноше большой творческий потенциал, по возвращении в Москву порекомендовал его своему главному редактору — Алексею Аджубею.
«Полвека назад в стране началась газетная революция. Страницы „Известий“, до того серые и скучные, запестрели яркими материалами на самые животрепещущие темы. На смену однотипным фотографиям, сопровождавшимся казенной подписью (такой-то за работой) пришли „человеческие“ снимки. Все эти чудесные метаморфозы были связаны с приходом в большую прессу талантливого и смелого реформатора — Алексея Аджубея», — вспоминает художник Борис Ефимов в эссе, посвященном творчеству Александра Стешанова.
В стремлении преобразовать сухой официальный орган, вдохнуть в «Известия» новую жизнь 35-летний Аджубей сделал ставку на молодежь. Стешанов пришелся ко двору. Два года он безотказно, оперативно и талантливо выполнял самые разнообразные редакционные задания как «вольный стрелок». В 1961 году Стешанова взяли в штат. В редакционной системе ценностей это означало высшую степень профессионального доверия и везения. Стешанов проработал в «Известиях» 30 лет. Ревнивые к успеху коллеги всегда отзывались о нем в высшей степени доброжелательно — Стешанов никогда не отказывался от съемок, не делил задания на престижные и проходные, охотно снимал для многотиражки «Известинец», авторам которой не полагалось гонораров, давал уроки фотографии Юрию Гагарину...
Постепенно Стешанов вошел в обойму ведущих фотокорреспондентов газеты наряду с тем же Толстиковым (у них потом была общая фотолаборатория), Сергеем Смирновым, Юрием Надеждиным, Михаилом Харлампиевым и другими. Стешанову стали доверять самые сложные и ответственные задания. В том же 1961 году он сопровождал министра иностранных дел СССР Андрея Громыко во время официального визита в Японию. Впоследствии энергичного и находчивого фотокорреспондента включили в «кремлевский пул» Вместе с Сергеем Смирновым он освещал работу партийных съездов, сессий Верховного Совета СССР. На протяжении своего «известинского» тридцатилетия не раз сопровождал руководителей партии и правительства в зарубежных поездках, объехал весь Советский Союз, создал великолепную галерею портретов — Маргарет Тэтчер, Анджелы Дэвис, Фиделя Кастро, Леонида Брежнева, Михаила Горбачева, Бориса Ельцина.
Но «официоз» — лишь малая часть работы Стешанова. Круг его творческих интересов разнообразен. В послужном списке мастера — московская Олимпиада 1980 года, конкурс имени П.И.Чайковского, балетные премьеры Большого театра, знаменитые хоккейные турниры на приз «Известий» и другие события культурной и спортивной жизни страны. Ему принадлежат замечательные фотопортреты Майи Плисецкой, Мстислава Ростроповича, Галины Вишневской, Поля Робсона, Евгения Евтушенко, Адриано Челентано и многих других.
Фотографу Александру Стешанову было подвластно все. И масштабное, и частное, непубличное. Как никто другой он сумел зафиксировать в своих работах и общий план времени и показать крупным планом надежды и личные переживания своих современников.
В текст использованы материалы, любезно предоставленные Станиславом Сергеевым, председателем Исторического клуба российской прессы, обозревателем газеты «Известия».