Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Александр Родченко - Революция в фотографии
Дорогие друзья!
15 октября вход в музей бесплатный по предварительной регистрации на mos.ru

Александр Родченко
Революция в фотографии

Александр Родченко.
Лестница. 1930.
Собрание музея «Московский Дом Фотографии».
© A. Родченко – В. Степанова архив. 
© Музей «Московский Дом Фотографии» Александр Родченко.
Пожарная лестница. Из серии «Дом на Мясницкой улице”. 1925.
Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. 
© Музей «Московский Дом Фотографии» Александр Родченко.
Колонна спортивного общества Динамо. 1932 (1935).
Собрание музея «Московский Дом Фотографии».
© A. Родченко – В. Степанова архив. 
© Музей «Московский Дом Фотографии» Александр Родченко.
Лиля Брик. Портрет для рекламного плаката «КНИГИ».1924.
Собрание музея «Московский Дом Фотографии». 
© A. Родченко – В. Степанова архив. 
© Музей «Московский Дом Фотографии» Александр Родченко.
Охранник рядом с Шуховской башней. 1929.
Собрание музея «Московский Дом Фотографии».
© A. Родченко – В. Степанова архив. 
© Музей «Московский Дом Фотографии» Александр Родченко.
Девушки с платками. 1935.
Частная коллекция.
Собрание музея «Московский Дом Фотографии».
© A. Родченко – В. Степанова архив. 
© Музей «Московский Дом Фотографии» Александр Родченко. Пионер - трубач. 1930. 
Авторская печать. Собрание музея «Московский Дом Фотографии».
© A. Родченко – В. Степанова архив. 
© Музей «Московский Дом Фотографии» Александр Родченко.
Портрет матери фотографа. 1924.
Авторская печать.
Собрание музея «Московский Дом Фотографии».
© A. Родченко – В. Степанова архив. 
© Музей «Московский Дом Фотографии» Александр Родченко.
Поэт Владимир Маяковский. 1924.
Авторская печать.
Собрание музея «Московский Дом Фотографии».
© A. Родченко – В. Степанова архив. 
© Музей «Московский Дом Фотографии» Александр Родченко.
Скачки. 1935.
Авторская печать.
Собрание музея «Московский Дом Фотографии».
© A. Родченко – В. Степанова архив. 
© Музей «Московский Дом Фотографии» Александр Родченко.
Девушка с лейкой. 1934.
Авторская печать.
Собрание музея «Московский Дом Фотографии».
© A. Родченко – В. Степанова архив. 
© Музей «Московский Дом Фотографии» Александр Родченко.
Люди, идущие на демонстрацию. 1928 (1933).
Авторская печать. 
Собрание музея «Московский Дом Фотографии».
© A. Родченко – В. Степанова архив. 
© Музей «Московский Дом Фотографии» Александр Родченко.
Степанова на балконе. 1928.
Авторская печать.
Собрание музея «Московский Дом Фотографии».
© A. Родченко – В. Степанова архив. 
© Музей «Московский Дом Фотографии» Александр Родченко.
Радиослушатель. 1929, Авторская печать. Собрание музея «Московский Дом Фотографии».
© A. Родченко – В. Степанова архив. 
© Музей «Московский Дом Фотографии» Александр Родченко.
Обложка книги «Про это» Владимира Маяковского. 1923.
Собрание музея «Московский Дом Фотографии».
© A. Родченко – В. Степанова архив. 
© Музей «Московский Дом Фотографии» Александр Родченко.
Балконы. Угол дома. 1925. 
Авторская печать.
Собрание музея «Московский Дом Фотографии».
© A. Родченко – В. Степанова архив. 
© Музей «Московский Дом Фотографии» Александр Родченко.
Сосны. Пушкино. 1927. 
Авторская печать.
Собрание музея «Московский Дом Фотографии».
© A. Родченко – В. Степанова архив. 
© Музей «Московский Дом Фотографии» Александр Родченко.
Пионерка. 1930.
Авторская печать.
Собрание музея «Московский Дом Фотографии».
© A. Родченко – В. Степанова архив. 
© Музей «Московский Дом Фотографии» Александр Родченко.
Спортсмены на Красной площади. 1935.
Авторская печать.
Собрание музея «Московский Дом Фотографии».
© A. Родченко – В. Степанова архив. 
© Музей «Московский Дом Фотографии» Александр Родченко и Варвара Степанова.
Юные планеристы. Эскиз разворота для журнала “СССР на стройке”. 1933.
Картон, фотомонтаж
Собрание музея «Московский Дом Фотографии».
© A. Родченко – В. Степанова архив. 
© Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. Лестница. 1930. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. Пожарная лестница. Из серии «Дом на Мясницкой улице”. 1925. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. Колонна спортивного общества Динамо. 1932 (1935). Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. Лиля Брик. Портрет для рекламного плаката «КНИГИ».1924. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. Охранник рядом с Шуховской башней. 1929. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. Девушки с платками. 1935. Частная коллекция. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. Пионер - трубач. 1930. Авторская печать. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. Портрет матери фотографа. 1924. Авторская печать. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. Поэт Владимир Маяковский. 1924. Авторская печать. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. Скачки. 1935. Авторская печать. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. Девушка с лейкой. 1934. Авторская печать. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. Люди, идущие на демонстрацию. 1928 (1933). Авторская печать. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. Степанова на балконе. 1928. Авторская печать. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. Радиослушатель. 1929, Авторская печать. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. Обложка книги «Про это» Владимира Маяковского. 1923. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. Балконы. Угол дома. 1925. Авторская печать. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. Сосны. Пушкино. 1927. Авторская печать. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. Пионерка. 1930. Авторская печать. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. Спортсмены на Красной площади. 1935. Авторская печать. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко и Варвара Степанова. Юные планеристы. Эскиз разворота для журнала “СССР на стройке”. 1933. Картон, фотомонтаж Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Загреб, 26.10.2018—20.01.2019

выставка завершилась

Музей искусств и ремесел, Загреб, Хорватия

ТРГ Республика Хрвацке 10, 10000 Загреб, Хорватия

Поделиться с друзьями

Куратор: Ольга Свиблова

При поддержке Министерства культуры РФ и Итальянского института культуры в Москве

Куратор: Ольга Свиблова

При поддержке Министерства культуры РФ и Итальянского института культуры в Москве

Свернуть

Расписание выставки

  • 7.02.2008—27.04.2008

    Лондон

    Хейворд Гэлери

  • 12.09.2008—18.08.2009

    Берлин

    The Gropius Bau

  • 14.11.2009—6.02.2010

    Амстердам

    Музей фотографии города Амстердама

  • 14.11.2009—6.02.2010

    Рио де Жанейро

    Институт Морейра Саллес

  • 10.10.2010—8.01.2011

    Сан-Паулу

    Пинакотека

  • 28.05.2011—15.09.2011

    Винтертур (Швейцария)

    Музей фотографии города Винтертур

  • 10.10.2011—8.01.2012

    Рим

    Palazzo delle Esposizioni

  • 10.10.2011—8.01.2012

    Краков

    Национальный музей Кракова

  • 22.05.2012—19.08.2012

    Вена

    WestLicht. Schauplatz für Fotografie

  • 11.06.2013—25.08.2013

    Рейкьявик

    Художественный музей Рейкьявика

  • 5.10.2013—12.01.2014

    Мантуя

    Палаццо Те

  • 27.02.2016—8.05.2016

    Лугано

    Museo d’Arte al LAC

  • 29.03.2018—27.05.2018

    Палермо

    Real Albergo dei Poveri

  • 18.06.2018—23.09.2018

    Сенигаллия, Италия

    Palazzetto Baviera

  • 26.10.2018—20.01.2019

    Загреб

    Музей искусств и ремесел, Загреб, Хорватия

 

Вена. © Сергей Бурасовский Вена. © Сергей Бурасовский Вена. © Сергей Бурасовский Вена. © Сергей Бурасовский Вена. © Сергей Бурасовский Вена. © Сергей Бурасовский Вена. © Сергей Бурасовский Вена. © Сергей Бурасовский Вена. © Сергей Бурасовский Вена. © Сергей Бурасовский Вена. © Сергей Бурасовский Вена. © Сергей Бурасовский Вена. © Сергей Бурасовский Вена. © Сергей Бурасовский Вена. © Сергей Бурасовский Вена. © Сергей Бурасовский Вена. © Сергей Бурасовский Вена. © Сергей Бурасовский Вена. © Сергей Бурасовский Краков. © Сергей Бурасовский Краков. © Сергей Бурасовский Краков. © Сергей Бурасовский Краков. © Сергей Бурасовский Краков. © Сергей Бурасовский Краков. © Сергей Бурасовский Краков. © Сергей Бурасовский Краков. © Сергей Бурасовский Краков. © Сергей Бурасовский Краков. © Сергей Бурасовский Краков. © Сергей Бурасовский Краков. © Сергей Бурасовский Краков. © Сергей Бурасовский Краков. © Сергей Бурасовский Краков. © Сергей Бурасовский Краков. © Сергей Бурасовский Краков. © Сергей Бурасовский Краков. © Сергей Бурасовский Краков. © Сергей Бурасовский Краков. © Сергей Бурасовский Краков. © Сергей Бурасовский

О выставке

Александр Михайлович Родченко (1891–1956) — один из величайших представителей актуального искусства прошлого столетия, родоначальник беспредметной живописи, главный инженер конструктивизма, пионер советской фотографии, уже при жизни ставший её классиком. Один из лучших русских фотографов-экспериментаторов середины 20-го века положивший основу многим направления в фотоискусстве. На сегодняшний день, Родченко — самый популярный русский фотограф, востребованный на Западе, чьи шедевры с успехом выставляются и закупаются крупнейшими мировыми музеями — MoMa (Нью-Йорк, США), Музей Людвига (Кёльн, Германия), Фотомузей Винтертура (Швейцария), Музей истории г. Вены (Австрия), Русский музей (Россия) и многие другие. Направление в фотоискусстве, созданное А. Роденко подарило русской фотографии многих известных фотографов 30-х, таких как: Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Марк Альперт.

Московский Дом фотографии в течение 10 лет ежегодно проводил выставки Родченко, по кусочкам открывая его архив, сканирование негативов заняло 4 года. В 2004-м году Дом фотографии вручил Родченко премию за вклад в культуру — при жизни он не получил ни одной награды. Премия была передана наследникам Родченко, удивительной семье, которая работает как научно-исследовательский институт, и благодаря которой мы вообще сегодня имеем представление о русской фотографии 20–40-х годов. Наследники решили, что истратят премию на выпуск монографии о Родченко, презентация которой состоится на открытии выставки.

Русский авангард ХХ века — явление уникальное не только в российской, но и мировой культуре. Ослепительная энергия созидания, наработанная художниками этой великой эпохи до сих пор питает современную художественную культуру и каждого из нас, соприкасающегося с арт-продукцией эпохи русского модернизма. Александр Родченко, безусловно, был одним из главных генераторов творческих идей и общей духовной ауры этого времени. Живопись, дизайн, театр, кино, полиграфия, фотография. .. — все области художественной культуры, в которые вторгался могучий талант этого очень красивого и очень сильного человека, претерпевали трансформацию, открывавшую принципиально новые пути развития.

Начало 1920-х годов — «эпоха промежутка», пользуясь термином Виктора Шкловского, одного из лучших критиков и теоретиков того времени, момент, когда — пусть на короткое время, пусть иллюзорно — возник резонанс между художественным и социальным экспериментом. Именно в это время, в 1924 году, Александр Родченко, уже сложившийся и известный художник, поставивший в центр своей эстетики лозунг «Мы обязаны экспериментировать», вторгается в фотографию. Результатом этого вторжения оказываются не только созданные им шедевры, вошедшие в классику мировой и российской фотографии, но и изменение представлений о природе фотографии и роли фотографа. В фотографию вносится проектное мышление. Она оказывается не только отражением действительности, но и становится способом визуальной презентации динамических мыслительных конструкций.

Родченко внедрил в фотографию идеологию конструктивизма, разработал методический инструментарий ее реализации. Открытые им приемы стремительно тиражировались. Их использовали как его ученики и единомышленники, так и эстетические и политические оппоненты. Однако само по себе использование «метода Родченко», включавшего открытую им диагональную композицию, ракурсную съемку и др. приемы, не гарантировало автоматически художественного масштаба фотографии. Практика Родченко-фотографа оказалась замешанной не только и не столько на формальных приемах, за которые его беспощадно критиковали уже с конца 1920-х годов, сколько на глубокой внутренней романтике, присущей ему еще в студенческие годы (достаточно вспомнить его удивительные письма-сказки, которые он писал Варваре Степановой в первые годы их знакомства).

Это романтическое начало, заложенное в детстве, проведенном за кулисами театра, где работал его отец, трансформировалось в мощное утопическое мышление Родченко-конструктивиста, верившего в возможность позитивного преображения мира и человека. В 1920-е годы Родченко в каждой новой фотографической серии ставит новые задачи и создает манифесты о том, какой должна стать фотография и жизнь, преображенная конструктивистским художественным началом. В 1930-е, особенно в конце 1930-х, измученный критикой и травлей, он пытается анализировать и жизнь, и художественную практику, в том числе собственную, эволюция которой во многом определила сложившуюся позже эстетику социалистического реализма. Кстати, во всей истории русской фотографии первой половины ХХ века Александр Родченко — единственный, кто благодаря своим печатным статьям и дневниковым записям, оставил уникальные свидетельства художественной рефлексии фотографа-мыслителя, осуществлявшего свое творчество сознательно.

Устав от непрерывных революционных преобразований, создавших реальность, далекую от идеалов, вдохновлявших ранний период его творчества, 12 февраля 1943 года он отмечает в дневнике: «Искусство — это служение народу, а народ ведут кто куда. А мне хочется вести народ к искусству, а не искусством вести куда-то. Рано родился я или поздно? Надо отделить искусство от политики...».

Александру Родченко, преданному друзьями и учениками, пережившему гонения и лишенному возможности работать и зарабатывать на жизнь, участвовать в выставках, исключенному из Союза художников, тяжело болевшему в последние годы жизни, повезло. У него была семья: друг и соратник Варвара Степанова, дочь Варвара Родченко, ее муж Николай Лаврентьев, его внук Александр Лаврентьев и его семья — небольшой, но очень сплоченный клан, заряженный творческой энергией. Как и для Александра Родченко, творчество стало главным в их жизни. А еще они посвятили эту жизнь сохранению наследия Александра Родченко и служению фотографии. Благодаря им работы Родченко заново узнал мир и его страна. Если бы не было этой семьи, возможно, не появился бы и первый фотографический музей в России — Московский Дом фотографии. В доме Родченко, вместе с семьей Родченко мы открывали и изучали историю русской фотографии, которую нельзя представить без Александра Родченко.

Ольга Свиблова, директор музея «Московский Дом фотографии»

Русский авангард ХХ века — явление уникальное не только в российской, но и мировой культуре. Ослепительная энергия созидания, наработанная художниками этой великой эпохи до сих пор питает современную художественную культуру и каждого из нас, соприкасающегося с арт-продукцией эпохи русского модернизма. Александр Родченко, безусловно, был одним из главных генераторов творческих идей этого времени. Живопись, дизайн, театр, кино, полиграфия, фотография... — все области художественной культуры, в которые вторгался могучий талант этого очень красивого и очень сильного человека, претерпевали трансформацию, повсюду он открывал принципиально новые пути.

Начало 1920-х годов — «эпоха промежутка», пользуясь термином Виктора Шкловского, одного из лучших критиков и теоретиков того времени, момент, когда — пусть на короткое время, пусть иллюзорно — возник резонанс между художественным и социальным экспериментом. Именно в это время, в 1924 году, Александр Родченко, уже сложившийся и известный художник, поставивший в центр своей эстетики лозунг "Мы обязаны экспериментировать«1, вторгается в фотографию. Результатом этого вторжения оказываются не только созданные им шедевры, вошедшие в классику мировой и российской фотографии, но и изменение представлений о природе фотографии и роли фотографа. В фотографию вносится проектное мышление. Она оказывается не только отражением действительности, но и становится способом визуальной презентации динамических мыслительных конструкций.

Родченко внедрил в фотографию идеологию конструктивизма, разработал методический инструментарий ее реализации. Открытые им приемы стремительно тиражировались. Их использовали как его ученики и единомышленники, так и эстетические и политические оппоненты. Однако само по себе использование «метода Родченко», включавшего открытую им диагональную композицию, ракурсную съемку и др. приемы, не гарантировало автоматически художественного масштаба фотографии. Практика Родченко-фотографа оказалась замешанной не только и не столько на формальных приемах, за которые его беспощадно критиковали уже с конца 1920-х годов, сколько на глубокой внутренней романтике, присущей ему еще в студенческие годы (достаточно вспомнить его удивительные письма-сказки, которые он писал Варваре Степановой в первые годы их знакомства). Это романтическое начало, заложенное в детстве, проведенном за кулисами театра, где работал его отец, трансформировалось в мощное утопическое мышление Родченко-конструктивиста, верившего в возможность позитивного преображения мира и человека. В 1920-е годы Родченко в каждой новой фотографической серии ставит новые задачи и создает манифесты о том, какой должна стать фотография и жизнь, преображенная конструктивистским художественным началом. В 1930-е, особенно в конце 1930-х, измученный критикой и травлей, он пытается анализировать и жизнь, и художественную практику, в том числе собственную, эволюция которой во многом определила сложившуюся позже эстетику социалистического реализма. Кстати, во всей истории русской фотографии первой половины ХХ века Александр Родченко — единственный, кто благодаря своим печатным статьям и дневниковым записям, оставил уникальные свидетельства художественной рефлексии фотографа-мыслителя, осуществлявшего свое творчество сознательно.

Устав от непрерывных революционных преобразований, создавших реальность, далекую от идеалов, вдохновлявших ранний период его творчества, 12 февраля 1943 года он отмечает в дневнике: "Искусство — это служение народу, а народ ведут кто куда. А мне хочется вести народ к искусству, а не искусством вести куда-то. Рано родился я или поздно? Надо отделить искусство от политики...«2

Александру Родченко, преданному друзьями и учениками, пережившему гонения и лишенному возможности работать и зарабатывать на жизнь, участвовать в выставках, исключенному из Союза художников, тяжело болевшему в последние годы жизни, повезло. У него была семья: друг и соратник Варвара Степанова, дочь Варвара Родченко, ее муж Николай Лаврентьев, внук Александр Лаврентьев и его семья. Небольшой, но очень сплоченный клан, заряженный творческой энергией. Как и для Александра Родченко, творчество стало главным в их жизни. Работы Родченко заново узнал мир и его страна. С Александром Родченко мы открываем и изучаем историю русской фотографии, которую нельзя представить без его работ.

Ольга Свиблова, директор музея «Московский Дом фотографии»


1 Александр Родченко. Опыты будущего. М., 1996, с. 199-200.
2 Александр Родченко. — Там же, с. 282.

В рамках Дней Москвы в Загребе

Дни Москвы в Загребе

Информационные партнеры

Генеральный радиопартнер

Серебряный дождь


Стратегические информационные партнеры

Журнал «Профиль» Газета.ru


Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia


Информационные партнеры

Первый канал RosPhoto The Vanderlust Русский пионер

Photographer.ru Courrier de Russie Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств Bleek-magazine.ru

ArtTube Арт-Гид SNCurbanrooms.media urbanrooms.media