Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Розмари Трокель

Розмари Трокель

Розмари Трокель.
Без названия. 1996.
Акрил, бумага.
© VG Bild-Kunst
Фотограф: Бернхард Шауб Розмари Трокель.
Сиеста.
2000.
Акрил, карандаш, бумага
© VG Bild-Kunst
Фотограф: Бернхард Шауб Розмари Трокель.
Без названия (Рисующая машина). 1990.
Машина: железо, ДСП, войлок, кисточки и др. 
© VG Bild-Kunst
Фотограф: Бернхард Шауб Розмари Трокель.
Без названия.
1978.
Фломастер, бумага
© VG Bild-Kunst
Фотограф: Бернхард Шауб Розмари Трокель.
Без названия. 1988.
Гуашь, бумага.
© VG Bild-Kunst
Фотограф: Бернхард Шауб Розмари Трокель.
Без названия. 1995.
Угольный карандаш, бумага.
© VG Bild-Kunst
Фотограф: Бернхард Шауб

Розмари Трокель. Без названия. 1996. Акрил, бумага. © VG Bild-Kunst Фотограф: Бернхард Шауб

Розмари Трокель. Сиеста. 2000. Акрил, карандаш, бумага © VG Bild-Kunst Фотограф: Бернхард Шауб

Розмари Трокель. Без названия (Рисующая машина). 1990. Машина: железо, ДСП, войлок, кисточки и др. © VG Bild-Kunst Фотограф: Бернхард Шауб

Розмари Трокель. Без названия. 1978. Фломастер, бумага © VG Bild-Kunst Фотограф: Бернхард Шауб

Розмари Трокель. Без названия. 1988. Гуашь, бумага. © VG Bild-Kunst Фотограф: Бернхард Шауб

Розмари Трокель. Без названия. 1995. Угольный карандаш, бумага. © VG Bild-Kunst Фотограф: Бернхард Шауб

Москва, 18.09.2019—17.11.2019

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Куратор: Гудрун Инбоден
Соорганизаторы: Институт связей с зарубежными странами (ifa), Гёте-Институт
Куратор: Гудрун Инбоден
Соорганизаторы: Институт связей с зарубежными странами (ifa), Гёте-Институт

Свернуть

О выставке

Розмари Трокель

18 сентября 2019 — 17 ноября 2019

Стратегический партнер музея: Tele2
Куратор: Гудрун Инбоден

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку выдающейся немецкой художницы Розмари Трокель. Соорганизаторами выступают Институт связей с зарубежными странами (ifa) и Гёте-Институт в Москве.
Выставка Розмари Трокель является частью программы монографических выставок Институтa связей с зарубежными странами в Штутгарте, куда входили проекты, посвященные Зигмару Польке, Георгу Базелицу и Герхарду Рихтеру. Это говорит не только о положении, которое творчество Трокель занимает в истории современного искусства. В определённом смысле, взгляды ее старших коллег также были отправной точкой для развития идей художницы.

На художественной сцене 1980-х мужчины занимали доминирующее положение, и с этой ситуацией Розмари Трокель согласиться не могла. Она с уверенностью заявляет свою собственную позицию и противопоставляет фигуре художника-гения женские ролевые модели и смыслы. Ее работы в исключительной степени отражают женское измерение художественного творчества и настаивают на фундаментальной критике господствующей системы искусства.

Наряду с критическим запалом, произведения Трокель насыщены живыми образами и яркими, убедительными концептуальными конструкциями. Она подбирает ироничную и юмористическую форму для самого серьезного интеллектуального наполнения, при этом не обозначая конфликт напрямую и не впадая в догматику. Юмор и ирония помогают ей занять дистанцию — возникает ощущение, что во время работы Трокель будто наблюдает за собой со стороны и всегда сохраняет самокритичность. Ей удается высветить предрассудки, с которыми женщины сталкиваются как в обществе в целом, так и сфере искусства. Художница воссоздает эти стереотипы, остроумно расставляя тематические акценты и мастерски подчеркивая их противоречия. В одном из своих ранних шедевров, «Рисующей машине» (1990), которая представлена на нашей выставке, Трокель со всей виртуозностью доводит до абсурда клише о связи женского искусства с тихими ремесленными практиками и машинальным трудом. Благодаря механическому воспроизведению авторского жеста — живописного мазка кистью, «Рисующая машина» считывается как пародия на клише «художника-гения».

В начале 1990-х годов эту же стратегию Трокель применила в создании «вязаных картин», напоминающих размещенные на стене минималистские скульптуры. Художница избавила вещи, взятые из повседневной жизни женщины, от их традиционных функций. Подобно использованной в «вязаных картинах» шерстяной пряже — идеологически заклейменной как «типично женский» материал, — электрические конфорки теряют свою связь с банальностью быта или техникой. Будто женские эквиваленты «мужского» писсуара Марселя Дюшана — изначально произведенного промышленным способом без участия художника — эти вязаные картины и конфорки также смогли проникнуть в музей как вещи в статусе искусства.

В своих произведениях Розмари Трокель старается избегать прямолинейных высказываний и намеренно выбирает окольные художественные пути. Последовательно придерживаясь метода деконструкции, она ставит под сомнение каждый найденный ответ либо вообще отвергает его. Поэтому непосвященному наблюдателю ее работы могут показаться внутренне противоречивыми и сложными для понимания. Но, на первый взгляд разнородные произведения и серии работ Трокель являются элементами непрерывного исследования, основанного на естественнонаучном (Розмари Трокель уделяет особое внимание антропологии) и эстетическом принципах. При этом каждая серия ее работ словно опутана тонкой сетью ассоциаций, в которой изначальные смыслы и мотивы, будучи однажды сформулированными, в течение многих лет приобретают многочисленные воплощения в разнообразных медиа и таким образом постепенно объясняют сами себя.

Использование традиционных и новейших выразительных средств в произведениях Трокель позволяет ей устанавливать самые глубокие связи. Это особенно характерно для рисунков тушью, углем и карандашом, коллажей и компьютерных изображений, занимающих важное положение в творчестве художницы. Трокель создает рисунки на всех этапах работы — это эскизы, наброски, а также записи наблюдений и идей. Но, как хорошо видно в недавних крупноформатных работах, рисунок представляет собой отдельное направление в ее искусстве. Поэтому, наряду с видео, графике Розмари Трокель на нашей выставке отведено особое место.

Образовательная программа к выставке



Соорганизаторы

Институт связей с зарубежными странами (ifa)Goethe-Institut Russland

При поддержке

Tele2

Генеральный радиопартнер

Серебряный дождь

Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia

Стратегический информационный партнер

ELLE


Информационные партнеры

Первый канал BURO Appolo RosPhoto The Vanderlust Русский пионер Photographer.ru Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств Crocus TV Арт-Гид The Village