Сергей Бурасовский. Старые друзья. Чукотка. 1986
Сергей Бурасовский. Холодное лето 1989 года в городе Певек. Чукотка. 1989
Сергей Бурасовский. Якутия. 1999
Сергей Бурасовский. Опальный Орфей. Популярный Советский певец Вадим Козин. Магадан. 1988
Сергей Бурасовский. Из серии «Башкирия». 2003. Собрание Московского Дома фотографии
Сергей Бурасовский. Из серии «Черный октябрь 1993 года». Москва. 1993
Сергей Бурасовский. Из серии «Черный октябрь 1993 года». Москва. 1993
Сергей Бурасовский. Маленький Будда. Китай. 1995
Сергей Бурасовский. Китай. 1995
Сергей Бурасовский. Качание Анюты в сопровождении Саксафона. Сходня. 1994
Сергей Бурасовский. Над Чукотской тундрой. 1976
Сергей Бурасовский. Футбол по-магадански. Магадан. 1982
Сергей Бурасовский. Искусствовед Валерий Стигнеев с тазиком. Сходня. 1994
Сергей Бурасовский. «Летучий голландец». Магадан. 1996
Сергей Бурасовский. Из серии «Охотники за миллигалами». Чукотское море. 1979
Сергей Бурасовский. Геодезисты во льдах Арктики. 1986
Сергей Бурасовский. Авиационные двигатели. 1997
Сергей Бурасовский. Дедушка и внучка из нашего подъезда. Магадан. 1984
Сергей Бурасовский. Жаркий день в Нормандии. 2005
Сергей Бурасовский. Утро на пляже. Португалия. 2007
Сергей Бурасовский. Из серии «Постсоветская Лениниана». Улан-Уде. 2001
Сергей Бурасовский. Из серии «Постсоветская Лениниана». Улан-Уде. 2001
Сергей Бурасовский. «Вперед к победе!» (из проекта). 2000
Сергей Бурасовский. «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Москва. 2000
выставка завершилась
Манежная площадь, д. 1 (
www.moscowmanege.ru
Сергея Бурасовского многие люди, так или иначе связанные с фотографией, знают в лицо. Густая борода, улыбчиво прищуренные глаза и трубка во рту. Его знают, как человека, в арсенале которого — тысячи интересных историй, смешных, трогательных, серьезных, и он всегда не прочь поделиться этими историями со своими друзьями. Так же и в фотографии. Его работы очень разные — черно-белые, цветные, репортажные, постановочные, грустные, забавные, но за всеми ними стоит какая-то очередная история, и поэтому их так хочется рассматривать.
Сергей начал снимать с 1974 года на далеком севере, где работал геодезистом. И увлечение фотографией тоже связано с жаждой рассказывать истории. На севере он многое повидал: объехав Кольский полуостров, Якутию, Колыму, острова Северного Ледовитого океана, он узнал изнутри жизнь полярников и оленеводов, красоту суровой северной природы и жестокие условия жизни людей. И от всего этого его настолько переполняли эмоции, что в какой-то момент он чувствовал, что слов становилось недостаточно, что описать все увиденное он не мог. Вот тогда в его руках и появился фотоаппарат. И буквально первые же снимки Бурасовского были опубликованы в местных газетах, что, конечно, подстегнуло азартного автора фотографировать еще и еще. Затем последовали выставки, первая из которых, «Лицо Арктики», открылась в 1984 году в Магадане.
Ранние, «северные» фотографии Сергея Бурасовского отличаются очевидной лаконичностью. То ли из-за отсутствия цветов, то ли из-за аккуратного выстраивания композиции, но и хитрый взгляд оленевода, и удивленное лицо якутского малыша, очевидно, в первый раз увидевшего камеру, и безмолвные ледяные пейзажи с одинокой чайкой или затонувшим ледоколом одинаково завораживают. Они просты, ясны, не требуют каких-либо пояснений. Даже портрет Вадима Козина, сделанный в ссылке, кажется, сам рассказывает нам всю историю его сложной жизни. Жажда показать еще больше, передать через фотографию всю увиденную сцену, не упустив ни одной детали, привела Сергея Бурасовского к цвету. В какой-то момент он понял, что видит вокруг себя яркие краски, а в его фотографиях их нет. Сначала не хотелось совсем уж расставаться с черно-белой фотографией, но совмещать эти два принципиально разных взгляда на мир, Бурасовский не смог и не захотел. И сделал в итоге выбор в пользу цвета, с которым работает до сих пор. Его фотографии от этого не утратили композиционной завершенности и оригинальности ракурсов, зато они приобрели тот важный смысловой акцент, который отличает работы Бурасовского от работ всех других художников. Неважно, что он снимает: стены зданий района Дефанс в Париже, колеса старого паровоза или подсолнухи в Башкирии, в глаза сразу бросается яркость, насыщенность его фотографий. И это не просто цвет, который сбивает с ног и заставляет забывать обо всем, а необыкновенная гармония цветовых пятнен, танец ярких красок. Сергей Бурасовский много лет назад затеял игру с цветом, и эта игра продолжается до сих пор.
Яркими, завораживающими получились в работах Бурасовского старые поезда, которым он посвятил большую серию «Паровозы». В этих фотографиях не только живая, неожиданная палитра, в них еще и история могучей и по-своему знаковой техники, которая теперь стоит на запасных путях и доживает свой век. Выросшая на локомотивах трава, облупившаяся краска, ржавчина, и все это с потускневшими серпом и молотом и изображениями вождей пролетариата. Сергею Бурасовскому удалось в такой, казалось бы, узкой и очевидной теме, как фотографии паровозов, увидеть и эстетическую красоту сочетания цветов и фактур, и глубокий, исторический подтекст, ощущение уходящей эпохи. Этой же теме он посвятил и еще незаконченный проект «Постсоветская лениниана», включающий в себя изображения уцелевших памятников Ленину, заброшенных, полуразрушенных, потерявших свою значительность в окружении новой реальности.
А сейчас новых историй у Сергея Бурасовского накапливается все больше и больше. Он много путешествует и из каждой новой поездки привозит какие-то любопытные сценки, яркие впечатления, интересные наблюдения. Тонкая, будто бы из кинофильма, китайская девушка. Шероховатые стены домов на юге США, которые сняты так, будто их можно потрогать. Полная женщина, собирающаяся окунуться в океан в Португалии. И снова все настолько ярко, настолько эмоционально, что, кажется, начинаешь ощущать тепло южного солнца или запах китайского чая.
Сергей Бурасовский действительно прежде всего «цветной» фотограф. Он использует цвет в качестве мощного экспрессивного средства, стараясь передать с его помощью все, что увидел в каждом отдельном кадре. Вот и получается, что даже, несмотря на сильные, интересные черно-белые северные портреты и пейзажи, творчество Бурасовского все равно складывается в какую-то поразительную по своей яркости мозаику, переливающуюся всеми цветами радуги.
Мария Бурасовская