Игорь Самолёт. Завтрак для Артёма. 2016—2017. Цифровая печать, карандаш
Света Исаева. Черный ящик. 2016. Кадры из видео.
Саша Пирогова. BIBLIMLEN. 2013. Кадры из видео.
Света Исаева. Черный ящик. 2016. Кадры из видео.
Игорь Самолёт. Завтрак для Артёма. 2016—2017. Цифровая печать, карандаш
Антон Андриенко. Из серии «Среда». 2018. Цифровая печать.
Света Исаева. Черный ящик. 2016. Кадры из видео.
Саша Пирогова. BIBLIMLEN. 2013. Кадры из видео.
Анна Ротаенко. REAL WEAPON. 2018. Кадры из видео.
Игорь Самолёт. Завтрак для Артёма. 2016—2017. Цифровая печать, карандаш
Вик Лащёнов. Этажом выше поют песни, пока кто-то купается с дельфинами. 2016. Кадры из видео.
выставка завершилась
Школа Родченко. Избранное
В рамках цикла «Школа Родченко в МАММ»
За двенадцать лет своего существования Школа Родченко, которая является структурным подразделением МАММ, во многом способствовала формированию пейзажа нового российского искусства. Выставка включает фотографии, видео и инсталляции, с помощью которых студенты и выпускники Школы Родченко исследуют реальность, стремительно меняющуюся на наших глазах, а также размышляют о природе искусства, которая видоизменяется и трансформируется под воздействием информационных технологий.
Одной из особенностей современного искусства является его многоуровневость. Новые технологии не отменяют традиционных форм и жанров, позволяя под необычным углом зрения взглянуть на проблемы, с которыми сегодня сталкивается общество.
Видео Вика Лащёнова «Этажом выше поют песни, пока кто-то купается с дельфинами» — ироничная рефлексия, посвященная явлению, получившему название «офисный планктон», интернациональному классу служащих, не связанных с производственными процессами, «зависшими» где-то между on-line и off-line. Пронизанный юмором проект Лащёнова отсылает зрителей к искусству абсурда обэриутов.
Абсурдизм как эстетический и смысловой прием также используют Игорь Самолёт и Света Исаева, работая каждый со своей семейной историей.
Черный ящик (так называется видео Исаевой) — прибор, сконструированный бабушкой художницы и помогающий понять причины крушения авиакорабля. В замершем и замкнутом пространстве сама автор и члены ее семьи (бабушка, мама, тетя) пересказывают друг другу обрывки историй коллективных и личных полетов и катастроф.
Фотосерия Игоря Самолёта «Завтрак для Артёма» — размышление о том, может ли человек создать конкуренцию гаджетам, в попытке привлечь внимание нового поколения детей. Задача художника — придумать такую игру в реальности, чтобы она оказалась интереснее электронной. Игорь Самолёт создает live-перформанс, в который вовлекает своего маленького племянника. Живая игра и человеческое общение хотя бы на время побеждают компьютерные игры.
Конкуренция между реальным и симулятивным также становится объектом внимания Антона Андриенко в фотопроекте «Среда», посвященном современным торговым центрам. Стараясь сделать эту среду комфортной для потребления, владельцы наполняют ее гротескными и порой абсурдными декорациями, изображающими живую природу. Общество, оторванное от природы, обустраивает вокруг себя пространство, только похожее на утраченную «естественную» среду.
Исследование другого — интеллектуального — пространства предпринимает в своем проекте Саша Пирогова. Сегодня, когда слово все больше заменяется действием или изображением, а материальную книгу теснят цифровые технологии, требуется новое осмысление библиотеки как социального института. Проект «Библимлен» (сокращенное от Библиотека имени Ленина) — это физическое, игровое вторжение в традиционное, строгое, дисциплинирующее пространство «Ленинки», главной библиотеки страны.
Анна Ротаенко задействует в своей видеоинсталляции «Real Weapon» визуальный язык GTA V. Художница переводит реальные ситуации в игровой мир, являющийся для нее аналогом капиталистической системы, которая только декларирует возможность действия, но на деле все сценарии оказываются запрограммированы заранее. Проектом «Real Weapon» автор иллюстрирует ситуацию замыкания критической рефлексии в вакууме эскапизма.