Я интересуюсь периферией мира, а не его центром.
То, что неподменимо увлекает меня.
Когда есть что-то в лице или пейзаже,
что не совсем вписывается…
Сибилле Бергеман
Этот проект предполагает показ в ряде стран большой коллекции работ одного из ведущих современных немецких фотографов. Снимки Сибилле Бергеман, родившейся в Берлине, вызывают восхищение как благодаря разнообразию сюжетов, так и благодаря потрясающей способности проникать в суть вещей и тонкости восприятия. Бергеман одинаково уверенно чувствует себя в сфере моды, репортажа,
фото-эссе, городского и традиционного пейзажа, портрета. Приобретя известность как фотограф моды, она вскоре стала популярной благодаря своим
фото-эссе и своей способности отчетливо фиксировать скрытый контекст.
После двух успешных показов выставки в берлинской «Академии искусства» и в «Музее фотографии» в Брауншвейге, следует международное турне, организованное Институтом зарубежных культурных связей, ifa.
Сибилле Бергеман много работает для периодических изданий, но также немало внимания уделяет независимому творчеству. Начиная с
1960-х годов фотография моды и портреты (в
черно-белой и цветной технике), в том числе для журналов “SIBYLLE” и “GEO”, преобладают в творчестве Бергеман. Творчество Бергеман нужно рассматривать в контексте социальных вопросов своего времени, при этом она делает особый акцент на проблеме взаимопонимания. Фотографии Бергеман отражают критический подход к реальностям ГДР и в то же время предлагают зрителю поразмыслить о жизни в ту эпоху. При этом надо помнить, что немецкий мастер всегда воспринимала фотографию как средство, которое помогает перенести реальность и контекст в изобразительную форму, а не просто отображать ее. Бергеман считает, что фотография дает возможность особым способом высветить соотношение между элементами реальности и в то же время интерпретировать и объяснить ее феномены. Таким образом, отдельные детали ее работ становятся символами, которые тонко отражают сюжеты и нюансы своего времени. Мы имеем дело не только с заявлением, но и с комментарием к нему. Творчество Бергеман построено на скрытых желаниях зрителя, который, смотря на фотографии, как бы погружается в созерцательное, меланхолическое настроение, связанное с мрачными и смутными состояниями бытия. Сложность содержания этих работ является основой уникального, глубоко индивидуального стиля берлинского фотографа.
Кажется, что фотограф хочет создать нечто такое,
чего в настоящее время не существует, —
разбросанные обрывки знакомой реальности,
ощущение корней, впечатление от путешествия в страну снов.
Маттиас Флюгге, 2006
Этот аспект творчества Бергеман особенно ярко проявляется в сюжетных и пейзажных композициях, изображающих городскую среду и снятых «Полароидом». Бергеман начала снимать Берлин и его уличную жизнь в конце шестидесятых и с тех пор продолжала работать над привычными мотивами, посещая
Нью-Йорк, Париж, Токио и
Сан-Паулу.
Работая почти исключительно в
черно-белой технике, Бергеман, тем не менее, принадлежит к той группе фотографов, которые используют цвет как в качестве конструктивного элемента в работе над кадром, так и в качестве иллюстративного приема.