Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Светлана Пожарская - Сканограммы

Светлана Пожарская
Сканограммы

Светлана Пожарская.
Яблоки. 
2007. 
© Светлана Пожарская Светлана Пожарская.
Проросший картофель. 
2006. 
© Светлана Пожарская Светлана Пожарская.
Красная кружка. 
2005. 
© Светлана Пожарская

Светлана Пожарская. Яблоки. 2007. © Светлана Пожарская

Светлана Пожарская. Проросший картофель. 2006. © Светлана Пожарская

Светлана Пожарская. Красная кружка. 2005. © Светлана Пожарская

Москва, 21.03.2008—31.03.2008

выставка завершилась

Галерея «Феникс»

Кутузовский пр-т, д.3

Поделиться с друзьями

Куратор: Людмила Желяскова

Куратор: Людмила Желяскова

Свернуть

О выставке

Для того чтобы заниматься фотографическим творчеством, совсем не обязательно брать в руки фотоаппарат и идти снимать. Современные компьютерные технологии позволяют использовать вместо фотокамеры... любой недорогой планшетный сканер.

Лично для меня побудительным мотивом заняться сканографией стала нехватка времени — основная работа ведущим специалистом отдела фотоискусства ГРДНТ, а также общественная — куратором детской и молодежной фотографии в Союзе фотохудожников России, плюс еще преподавательская работа... Короче, времени и светового дня не хватало, а желание творческой реализации не угасало, вот и пришла идея вечерами (а теперь уже и до глубокой ночи) использовать в качестве творческого инструмента — свой старенький «Epson». С тех пор прошло три года. Я уже сменила три сканера — увы — эскизная (подготовительная) работа составляет 80% технологических затрат и приводит к быстрому изнашиванию техники. На один «кадр» у меня порой уходит до 30–70 предварительных просмотров. Мучительно долго улавливаешь в композиции сантиметровые и миллиметровые подвижки и перемещения сюжетно-важных элементов изображения, а также подбор фона, в качестве которого я использую: разноцветные ткани и бумаги, коробки из-под конфет, фольгу и т.п.

Порой я просто издеваюсь над техникой, совсем не предназначенной для таких занятий — кладу на сканер металлические и стеклянные предметы. Умудрилась как-то отсканировать чугунный утюг, правда, предварительно положив на сканер дополнительное стекло...

На первых порах занятия сканографией меня привлекала, конечно же, формальная сторона — качество изображения получалось поразительное; фактически на выходе я имела слайд 20×30см.! Но со временем технический восторг поутих. ... Потому что форма, какой бы совершенной она не была, — лишь одна из составляющих фотографического изображения. Если в него не вложить идею, авторское отношение, мысли, переживания и чувства — оно останется лишь технической репродукцией.

Поэтому, пережив этап восторженности перед этой удивительной технологией, я переключила свое внимание на содержание — на передачу в изображении ощущения времени и пространства, и от единичных изображений перешла к сериям и творческим проектам. Один из проектов возник спонтанно — у меня на кухне висит старая разделочная доска. Она — долгожительница и «служила» еще моей бабушке. И хотя в доме есть несколько разделочных досок, я по-прежнему люблю готовить только на ней, в хозяйстве она у меня — прима.

Так вот. В один прекрасный день готовлю я очередной домашний ужин и параллельно смотрю телепередачу из Америки о награждении «Оскаром» актеров «второго» плана«. Вот тут-то и возникла идея сделать мою разделочную доску «актрисой». Так появилась серия под названием — «Старая разделочная доска». Главные ее герои — продукты, овощи, фрукты, рыбы меняются, а доска остается. Она так фотогенична и достоверна, что я дала бы ей «Оскара» за лучшую роль «второго плана»...

Любимое место моих воскресных прогулок — подмосковные «барахолки», а во время командировок — «блошиные» рынки российских провинциальных городков, где я могу бродить часами, погружаясь в эту удивительную и своеобразную атмосферу людского собрания. Для меня эти вещевые развалы — настоящие сокровища Али-Бабы; оловянные солдатики, старые башмаки и калоши, старинные открытки, аптечные пузырьки, ржавые ключи и замки — все эти предметы, купленные на барахолке, а также принесенные друзьями и знакомыми, становятся моими «моделями», и, ложась на сканер, они обретают новую жизнь в изобразительном пространстве сканограмм.

Процесс создания «фотографий без фотоаппарата» увлек меня так сильно, что теперь проблема творческой реализации перестала существовать. Попробуйте и вы. Возможно, и вас это занятие увлечет и станет новым этапом вашего творческого самовыражения.

Светлана Пожарская