«…где звук претворяется в образ»
Х. Л. Борхес
Проект Владимира Тарасова “Sound Games” наполнен универсальными смыслами и образами, выстраивая в своих инсталляциях новейший контекст современной культуры. Его драматургия пронизывается всей историей цивилизации, обращаясь к ее реальным истокам — к самым ранним звуковым структурам, ритмически осознанным человечеством. В их визуальных конструкциях проявляется не только личная феноменальность художника, но и внутренняя связь его творчества с авангардной культурой, ее традициями и стратегиями. В инсталляции «Гобустан», рожденной в архаических слоях древнего Апшерона, открывается величественный мир первозвуков, первых ритмических прикосновений человека к реальности планеты Земля. В отчетливых звуковых рядах, в их гармонических пропорциях, длительностях и магических протяженностях, «сыгранных» на особом камне шамана, на первом музыкальном инструменте в пространстве стоянки первобытного человека, таятся будущие акустические композиции Антона Веберна, Карлхайнца Штокхаузена, Стива Райха и Джона Кейджа.
Заглядывая в прошлое, переживая его реконструкцию в личных органических свидетельствах, Владимир Тарасов естественно возвращает в современную культуру каноническую образность, фундаментальные архетипы, в которых раскрывается актуальное кодированное будущего. Это будущее всегда начинается с погружения в личную память. Художник свидетельствует, сколь пронзительно само желание достижения места сосредоточенности идеального, его центрирование в феномене детства, в образах света, осеняющего человеческие воспоминания. Их локальность, таинственность и очарование прячутся в поморской деревне, в великом детском чувстве соединенности с природой, с его звуками — ночными шорохами леса, пением птиц и голосом бабушки, «рассказывающим» древнюю историю — старинную русскую песню, подлинный в своем откровении северный фольклор. Шум самовара, реальность покоя, мерный звук человеческого голоса, охранительный жест окружающего мира создавали уникальную среду для рождения животворных, ритмически повторяющихся процессов в душе, которые позже отзовутся в знаменитой инсталляции «Чушала». Визуальные и акустические пространства «Чушалы» абсолютно иконологичны, в них живут традиции перехода из мира архаики в радикальный «сад величин» новейшей актуальности. В органике инсталляции мерцают те решающие импульсы, которые на протяжении всей нашей истории, неведомо для нас самих, вели к тому, чем мы являемся, сохраняя наше нелинейное равновесие.
Их пластические смыслы способны обнаруживать это равновесие в стратегии флуксуса, в инсталляции “In between” — в диалоге с технологическим артефактом, с колесом парохода, рифмуя его ритмические очертания с рукотворным звуком замечательного музыканта из США — контрабасиста Марка Дрессера. Магия пространства, возникающего сквозь вращающееся колесо парохода, его ностальгический образ уходящей цивилизации, связанный с естественностью воды, помноженный на движущийся звук контрабаса- все это составляет особую драматургию уникальной гармонии, напряженную и вместе с тем абсолютно прозрачную
визуально-акустическую ткань, наполненную искусством.
Проект “Sound Games” содержит в себе парадоксальную цикличность, требуя постоянного возвращения в дионисийские состояния культуры, в ее пронзительную непосредственность высказывания, ритмически чередуя контуры прилива и отлива, формируя «дыхание» искусства. Его завершающая фаза «Шестидесятые», разворачиваясь маковым полем, глубиной алеющих плазменных состояний, погружает
зрителя-слушателя в мерцающую слоистость чувственного пространства, в свою уникальную медитативную энергию, где царствуют легендарные герои
60-х — Майлс Дэвис, Гленн Гульд, Джон Колтрейн, Рави Шанкар и Джимми Хендрикс. Собранные в единой горизонтали, в одной мифологеме «новой волны»
60-х, они освобождают сомнительный «разум» современной культуры от рациональных компьютерных установок, разрушая претензии директив виртуального мира. Их лица, озаренные
рок-н-рольным свечение мака, опьяненные абсолютной свободой творческого жеста, обращаются в первое десятилетие новейшей эпохи, в наш актуальный и contemporary век, до предела обнажая собственное великое драматическое существование, в глубине которого живет чувство всепоглощающей любви. Ее явность, ее великие принципы согласия «звучат» в строке эпиграфа, взятого Владимиром Тарасовым из поэзии французского поэта Армана в образности манифеста к проекту “Sound Games”: «Я маковым полем раскинусь просторным, чтоб ты разбегался и падал в траву».
Виталий Пацюков