Миммо Йодиче. Опера 27. Из серии «Ожидание», 2000 ©Миммо Йодиче
Миммо Йодиче. Опера 4. Из серии «Ожидание», 2004 ©Миммо Йодиче
Миммо Йодиче. Опера 53. Из серии «Эдем», 1995 ©Миммо Йодиче
Миммо Йодиче. Oпера 57. Из серии «Эдем», 1995 ©Миммо Йодиче
Миммо Йодиче. Опера 3. Из серии «Ожидание», 2001 ©Миммо Йодиче
Миммо Йодиче. Опера 1. Из серии «Переходы», 2008 ©Миммо Йодиче
Миммо Йодиче. Oпера 63. Из серии «Эдем», 1995 ©Миммо Йодиче
Миммо Йодиче. Опера 3. Из серии «Переходы», 2008 ©Миммо Йодиче
Миммо Йодиче. Опера 2. Из серии «Ожидание», 2012 ©Миммо Йодиче
выставка завершилась
XII Международный месяц фотографии в Москве «Фотобиеннале 2018»
Миммо Йодиче
Трансформации взгляда
Кураторы: Анна Зайцева, Ольга Свиблова
Выставка организована при участии Итальянского института культуры в Москве
В рамках «Фотобиеннале 2018» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Трансформации взгляда».
Миммо Йодиче — знаковая фигура в истории мировой фотографии. Его работы отличаются невероятной эмоциональностью и энергетикой, органично сочетая современные идеи с классической стилистикой. На выставке в МАММ будут показаны три серии фотографа: «Attesa» («Ожидание»), «Эдем» и «Transiti» («Переход»).
В серии «Attesa» Миммо Йодиче рассуждает об относительности категорий времени и пространства. Рукотворные объекты, вырванные из привычного контекста, по воле фотографа замерли то ли в прошлом, то ли в будущем. Лаконичные черно-белые снимки приглашают зрителя в новое измерение, находящееся за пределами временных и пространственных координат — измерение ожидания.
Серия «Эдем» — это рассказ об искушении, страстях и тайнах человеческого сознания. «Эти снимки — как датчики... Они позволяют непредвзято взглянуть на очевидно неодушевленные и безобидные вещи, которые, тем не менее, имеют над нами непонятную и удивительную власть. Запечатлев неожиданные композиции, которые я встречал на улицах и в витринах магазинов, я создал натюрморт, ставший метафорой и предвестием конца свободного, эмпирического ощущения истинной природы вещей», — пишет Миммо Йодиче.
Серия «Transiti» — своеобразный диалог, в который вступают персонажи картин великих мастеров, сфотографированные Йодиче в неаполитанском музее Каподимонте и современные неаполитанцы, портреты которых фотограф делал на улицах города. Изображения собраны в небольшие группы, от диптихов к полиптихам.
Объединяя фотографии, Миммо Йодиче обращал внимание на общие жесты, черты лица, мимику — подчеркивая, как мало изменился человек за последние пять веков.
Миммо Йодиче родился в Неаполе в 1934 году и живет в этом городе до сих пор. Он начал фотографировать в шестидесятые годы. Будучи самоучкой, Йодиче много экспериментировал, исследуя различные материалы и способы обработки фотографий. В 1970 году его пригласили в качестве преподавателя в неаполитанскую Академию изящных искусств — первое в Италии высшее учебное заведение, где начали обучать фотографическому искусству. Йодиче проработал там до 1994 года.
На протяжении своей карьеры Миммо Йодиче находился в тесном взаимодействии с легендарными современными художниками, работавшими в Неаполе — Энди Уорхолом, Йозефом Бойсом, Джино де Доминчисом, Джулио Паолини, Джозефом Кошутом, Солом Левиттом, Яннисом Кунеллисом, Германом Нитчем и др.
Первая фотовыставка Йодиче прошла в 1968 году в замке герцогов Урбинских, а в 1970 году в миланской «Диафрамме» была организована выставка под названием «Спрятанное в папках», концепцию которой придумал знаменитый итальянский сценарист и кинорежиссер — Чезаре Дзаваттини.
В 1980 году Йодиче опубликовал фотоальбом «Виды Неаполя», в котором прослеживается изменение художественного языка фотографа — отстранение от реальности и погружение в атмосферу метафизических воспоминаний.
В 1981 году в Сан-Франциско, вместе с Дианой Арбус, Ларри Кларком, Уильямом Кляйном и Лизеттой Модел Миммо Йодиче принял участие в выставке «Выражение человеческой природы».
В 1985 году он начал масштабное исследование мифологии Средиземноморья. Итогом этой работы становится книга «Средиземноморье», опубликованная в 1995 году нью-йоркским издательством «Эпече Фаундэйшн» и переведенная на множество языков.
В 2009 году в римском Выставочном дворце и в Европейском доме фотографии прошли масштабные выставки-антологии Миммо Йодиче. В 2011 году в Музее Лувра состоялась персональная выставка под названием «Глаза Лувра», а в 2012 году Йодиче презентовал в монреальском Музее МакКорд свой проект «Божественный город». В 2016 году в знак признания заслуг фотографа неаполитанский Музей современного искусства организовал самую полную и масштабную выставку-ретроспективу его работ «1960–2016: ожидание».
В 2003 году Национальная академия деи Линчеи наградила Миммо Йодиче престижной премией Фельтринелли. Он стал первым фотографом, обладателем этой премии. В 2006 году Неаполитанский университет имени Фридриха II присвоил ему степень Почетного доктора архитектуры, а в 2011 году министр культуры Франции наградил Миммо Йодиче Орденом Искусств и литературы.
Мультимедиа Арт Музей, Москва представлял работы фотографа в рамках «Фотобиеннале 2004», «Фотобиеннале 2006» и «Мода и стиль в фотографии 2011». В 2007 году фотографии Миммо Йодиче, вошедшие в коллекцию Массимо Прельца «Ретроспектива итальянской фотографии 1930 – 1970», экспонировались в ЦВЗ «Манеж».