Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Игнат Данильцев, Никита Алексеев - Двенадцать из Гольцхейма
Дорогие друзья!
16 апреля вход в музей бесплатный по предварительной регистрации на mos.ru


Двенадцать из Гольцхейма
Игнат Данильцев, Никита Алексеев

Игнат Данильцев, Никита Алексеев.
Эдит Штейн. 
Фото 1926 года Игнат Данильцев, Никита Алексеев
Альбрехт фон Хаген. 
Фото 1903 года Игнат Данильцев, Никита Алексеев.
Эрих Хупнер. 
Фото 1910 года гнат Данильцев, Никита Алексеев.
Эрвин фон Вицлебен. 
Фото 1913 года Игнат Данильцев, Никита Алексеев.
Феликс Клейн. 
Фото 1930 года Игнат Данильцев, Никита Алексеев.
Готфрид Келлер. 
Фото 1911 года Игнат Данильцев, Никита Алексеев.
Германн Вейль. 
Фото 1914 года Игнат Данильцев, Никита Алексеев.
Юнг Штиллинг. 
Фото 1909 года Игнат Данильцев, Никита Алексеев.
Карл Клеппе.
Фото 1922 года Игнат Данильцев, Никита Алексеев.
Лео Штац. 
Фото 1915 года Игнат Данильцев, Никита Алексеев.
Пауль фон Хазе. 
Фото 1915 года Игнат Данильцев, Никита Алексеев.
Роберт Бернадис. 
Фото 1914 года

Игнат Данильцев, Никита Алексеев. Эдит Штейн. Фото 1926 года

Игнат Данильцев, Никита Алексеев Альбрехт фон Хаген. Фото 1903 года

Игнат Данильцев, Никита Алексеев. Эрих Хупнер. Фото 1910 года

гнат Данильцев, Никита Алексеев. Эрвин фон Вицлебен. Фото 1913 года

Игнат Данильцев, Никита Алексеев. Феликс Клейн. Фото 1930 года

Игнат Данильцев, Никита Алексеев. Готфрид Келлер. Фото 1911 года

Игнат Данильцев, Никита Алексеев. Германн Вейль. Фото 1914 года

Игнат Данильцев, Никита Алексеев. Юнг Штиллинг. Фото 1909 года

Игнат Данильцев, Никита Алексеев. Карл Клеппе. Фото 1922 года

Игнат Данильцев, Никита Алексеев. Лео Штац. Фото 1915 года

Игнат Данильцев, Никита Алексеев. Пауль фон Хазе. Фото 1915 года

Игнат Данильцев, Никита Алексеев. Роберт Бернадис. Фото 1914 года

Москва, 3.08.2005—31.08.2005

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Выставка Никиты Алексеева и Игната Данильцева

Выставка Никиты Алексеева и Игната Данильцева

Свернуть

О выставке

В 2003 году Мультимедийный Комплекс актуальных искусств представил в городе Дюссельдорфе (Германия) выставку «Новое начало. Современное искусство из Москвы». Выставка настолько понравилась управлению по культуре Дюссельдорфа, что всем художникам-участникам был сделан подарок в виде предоставления мастерских для работ и стипендии.

В 2004 году Никита Алексеев и Игнат Данильцев провели два месяца на стипендии Управления по культуре города Дюссельдорф. Их мастерские располагались в зеленом безмятежном пригороде Гольцхейм, рядом с медленно текущим на закат Рейном.

Шелестела листва, пели птицы, иногда вдалеке гудел самолет, заходя на посадку в дюссельдорфский аэропорт, позвякивал мелодичным колокольчиком пробежавший трамвай. Алексеев и Данильцев, прогуливались вечерами по Гольцхейму, любовались облаками в небе и цветением растительности, иногда посматривая на таблички, обозначавшие названия улочек.

Имена людей, в честь которых они были названы, были почти всегда загадочны. Там была улица Теодора Моммзена, великого немецкого историка, но другие имена не говорили ничего. Это простительно художникам из Москвы, не являющимся специалистами по истории Германии, странно другое. Алексеев и Данильцев спрашивали исконных дюссельдорфцев и друзей из других городов земли Северный Рейн — Вестфалия, но те тоже, за редкими исключениями, не могли ясно ответить на вопрос: «Кто они?»

Кем был Герман Вейль? Чем отмечена была жизнь Эдит Штейн? Что совершил Юнг Штиллинг? Кто они? Молчание, догадки в тумане.

Далее последовали долгие и кропотливые исследования. Их результатом является эта выставка в МДФ, скромная попытка художников из России постичь историю Германии ушедшего столетия и всмотреться в лица тех, кто перенес на себе ее изломы.

Авторы приносят глубокую благодарность Мультимедийному Комплексу Актуальных Искусств, Комитету по Культуре Москвы, Управлению по Культуре города Дюссельдорф и лично Беате Адлер-Клейнхоф, Карин Рауэрс, Михаэлю Футсу, Удо Бастенеру, а также Сабине Хэнсген, Гизеле Крей, Михаилу Чернышеву и всем, оказавшим драгоценную помощь в подготовке выставки и предоставившим фотографии и предметы, повествующие о жизни и трудах ее героев. Им также приятно поблагодарить Фонд «Художественные проекты».

Эрвин фон Вицлебен,
поэт
Родился 11 марта 1887 года в Дюссельдорфе в обедневшей дворянской семье (отец был офицером полиции). Стихи, показывающие сильное влияние поздних немецких романтиков, начал писать в ранней юности. Закончил коммерческую школу, работал в одном из филиалов компании Крупп. В 1910 году, будучи в командировке в Париже, познакомился с жившим там Райнером Мария Рильке, после чего стиль его творчества сильно изменился, приблизившись к символизму. Издал на собственные средства два сборника стихов («Сны Орфея», 1912, и «Песни одинокого», 1914). В армию призван не был по болезни. Весной 1915 имел мистическое видение, заставившее его срубить тополь в саду возле отцовского дома. Под корнями дерева якобы нашел куриную лапку с одетым на нее золотым кольцом, снабженным надписью «Fiat Lux» («Да будет свет»). Под впечатлением от находки написал поэму «Лучи из ада», опубликованную только после смерти, в 1919 году. Скончался 25 февраля 1916 года от туберкулеза. Фото 1913 года.

Юнг Штиллинг,
адвокат и ориенталист
Родился 30 ноября 1890 года в Дортмунде. Закончил юридический факультет Кельнского университета, в 1913 поселился в Дюссельдорфе, где стал сотрудником одного из адвокатских бюро. В 1915 окончил офицерскую школу, воевал в Галиции, через два месяца комиссован по ранению. В 1919 открыл собственное бюро. Известность ему в 1921 принес уголовный процесс против коммерсанта Даниэля Когена, обвиненного в изнасиловании и убийстве его секретарши, — Штиллингу удалось доказать полную невиновность своего клиента и антисемитскую подоплеку дела. В 1925 неожиданно отошел от дел, уехал в Индию, затем в Китай и Тибет. В Германию вернулся только в 1933 году, но вскоре был лишен лицензии адвоката. В 1935 эмигрировал в США, где снова приступил к адвокатской практике, продолжая заниматься буддологическими исследованиями. Вернулся из эмиграции в 1947. Скончался 26 августа 1958. Фото 1909 года.

Эрих Хупнер,
изобретатель
Родился 1 июня 1879 в Дюссельдорфе. Закончил берлинскую Высшую политехническую школу. С 1903 работал инженером в компании Байер в Леверкюзене, но его интерес все более привлекали проблемы беспроводной передачи изображения на расстоянии. В апреле 1907 произвел публичную демонстрацию прибора Electrovidion, однако интереса он, по причине крайнего несовершенства, не вызвал, а вопрос о приоритете Хупнера перед Зворыкиным в изобретении телевидения начинает подниматься только в последние годы. В годы Первой Мировой войны был офицером в частях связи. В 1920 открыл в Эссене фирму Hoepner Radio Werke, производившую радиоприемники и обанкротившуюся во время Великой депрессии. В 1926 был приглашен на работу в СССР, где, судя по некоторым сведениям, участвовал в секретном проекте, связанном с телепортацией, принял советское гражданство и вступил в ВКП(б). В 1935 был арестован и погиб (видимо, в 1938) в сталинских лагерях. В результате запроса властей ФРГ посмертно реабилитирован в 1962 году. Фото 1910 года.

Германн Вейль
художник
Родился в 1894 в Дюссельдорфе в семье с богатыми культурными традициями (отец, Пауль Вейль — историк церкви, специалист по ересям первых веков христианства, мать Элизабет, урожденная баронесса фон Вейде, — музыкант-любитель, дружила с Клодом Дебюсси). С детства обнаружил способности к рисованию, в 1912 — 14 учился живописи в частных академиях Мюнхена. В октябре 1914 призван в армию, но на фронт не попал: через несколько недель после призыва был помещен в военный госпиталь Роландзек с симптомами холеры. Дезертировал, по фальшивым документам въехал в Швейцарию, где познакомился с основателями движения «Дада» Тристаном Тцара и Раулем Гюльзенбеком. Принял участие в нескольких выставках и концертах, организованных дадаистами, но держался в стороне от шумных общественных мероприятий. В 1921 вернулся в Дюссельдорф, продолжал заниматься искусством, редко участвуя в выставках, — под псевдонимами. В 1929 осуществил серию работ под названием «Regina Coeli Zumbeispiel» («Царица Небесная Например»), в которых произвольно выбранные литературные цитаты сочетались с произвольно выбранными репродукциями работ старых мастеров, а также с фонографическими записями певчих птиц и эстрадной музыки Германии (искусствоведы это произведение считают не столько дадаистским, сколько предвидением концептуализма 60–70-х годов). В 1930 принял монашество и вступил в орден молчальников-камедулов. Скончался в 1965 в монастыре Св. Франциска в Коимбре (Португалия) Фото 1914 года.

Эдит Штейн (урожденная Шмитц)
благотворительница
Родилась в 1904 году в Дюссельдорфе в семье предпринимателя, владельца строительной компании. После окончания гимназии училась на дюссельдорфских Высших женских курсах, изучала историю немецкой литературы, но образование не закончила. В 1925 вышла замуж за Акселя Штейна, наследника огромного состояния (его дед создал внешнеторговую фирму, к концу XIX века превратившуюся в одну из крупнейших в Германии, во время Первой мировой войны накопившую колоссальные средства благодаря поставкам продовольствия и обмундирования в армию и практически не пострадавшую во время экономического кризиса начала 20-х годов). Как и муж, живо интересовалась антропософией. В 1928 году Аксель Штейн, страдавший психическим расстройством, покончил с собой. После его смерти Эдит Штейн все состояние, доставшееся ей по завещанию, пожертвовала на создание психиатрической клиники, разместившейся в пригородном имении Штейнов в Кенигсверте. Эдит Штейн погибла в 1944 в Дюссельдорфе в во время авиационной бомбардировки. На фотографии 1926 года — сестра Акселя Штейна Луиза, Аксель Штейн и Эдит Штейн (справа).

Пауль фон Хазе
военный и историк
Родился в 1873 в Бонне в семье потомственных военных. В 1910–13 годах был военным советником при дворе султана Мехмеда V, стал близким другом Кемаля Мустафы, будущего основателя Республики Турция, принимал участие в Балканских войнах. Во время Первой мировой войны командовал полком, затем дивизией, воевал на Западном фронте, особенно отличился в битве при Вердене в 1916 году, где был тяжело ранен. В 1917–18 был одним из руководителей штаба немецких войск на Восточном фронте, присутствовал при подписании Брестского мира. В 1918 уходит в отставку в чине генерала, поселяется в Гольцхейме и посвящает себя военно-историческим исследованиям, сконцентрировавшись преимущественно на Средневековье (в 1925 выходит его книга «Азиатский поход Фридриха Барбароссы и некоторые уточнения причин падения Иерусалима в 1187 году», в 1929 — «Сарацинско-арабские влияния на развитие европейской военной науки времен Позднего Средневековья»). В 1932 в свет вышла книга «О будущем Германии и европейской цивилизации», в которой фон Хазе рассуждает о пагубности для Германии экспансии на Восток, которая, по его мнению, неминуемо приведет к варваризации страны, и настаивает на создании федеративной Европы, в которой Германия играла бы главенствующую роль (таким образом он оказывается одним из предшественников идеи Европейского Союза). В 1938, после заключения Мюнхенского соглашения, демонстративно покинул Германию и поселился в Швеции. На родину вернулся в 1946. Скончался в 1953. На фото 1915 года — с маршалом Паулем фон Гинденбургом.

Альбрехт фон Хаген
археолог
Родился в 1896 в Дюссельдорфе в аристократической семье. Окончив в 1917 офицерское училище, в чине лейтенанта принимал участие в военных действиях на Украине. После завершения войны сперва продолжил образование в Кельнском университете, затем в 1921–23 изучал историю и археологию в Кембридже. В 1928 провел раскопки так называемой «гробницы Аттилы» в Будапеште, однако их результаты по неясным причинам не были опубликованы. В 1932–34 под его руководством и на его средства были проведены раскопки во Франции (в районе Суассона и в Жизоре, а также в Монсегюре в Лангедоке) и в Бельгии (в Орвале). В 1935 был в экспедиции в Палестине. По материалам этих исследований в 1937 опубликовал книгу «Les Rois Faineants. К вопросу о Св. Граале и о семитическом происхождении династии Меровингов». В ней он предложил теорию о том, что Иисус Христос был женат на Марии Магдалине, бежавшей с Иосифом Аримафейским в Галлию и родившей там сына, ставшего предком франкских королей. Эта книга вызвала крайне резкую реакцию как нацистских властей, так и католической церкви. Погиб в 1939 при невыясненных обстоятельствах. Фото 1903 года.

Готфрид Келлер
архитектор
Родился в 1885 году в Вуппертале. Закончил Архитектурно-инженерную школу в Карлсруэ. С 1910 начал работать в Дюссельдорфе. В годы Первой мировой войны — в армии, в качестве военного инженера. В 1923 открыл собственное архитектурное бюро. Построил в Дюссельдорфе несколько доходных домов, в которых, наряду с признаками позднего югенд-штиля, чувствуется влияние конструктивизма. Также — автор нескольких складских помещений в старом порту Дюссельдорфа. С начала 30-х участвовал в застройке района Гольцхейм. В это время заинтересовался творчеством Фрэнка Ллойда Райта, дальневосточным зодчеством и идеями «органической архитектуры». Главным плодом этих увлечений и основным произведением Келлера оказался комплекс мастерских для художников в Гольцхейме (1937). После Второй мировой войны принял участие в восстановлении Дюссельдорфа (в соавторстве с архитектором Вильгельмом Краузе он осуществил несколько экономических жилых зданий в районе Реезерплац). Скончался в 1955 году. Фото 1911 года.

Карл Клеппе
актер и комедиограф
Родился в 1902 году в Дюссельдорфе в рабочей семье. Из-за войны и послевоенных событий не смог получить образования, но с детства проявлял способности к импровизации и стихосложению. С 1919 года работал в маленьких театрах и кабаре Дюссельдорфа в качестве куплетиста. В 1922 вступил в Коммунистическую партию Германии. В 1928 основал кабаре Kumpels Nest («Гнездо друга»), где поставил несколько спектаклей, пользовавшихся большим успехом («Дюссель-Шлюссель, или как Гинденбург чуть не утонул в Рейне», 1928, «Ну вас всех к черту, потому что я святой», 1931, «Дико-весело-пряно», 1933). В 1929 женился на актрисе своего кабаре Элизабет Беренбейм (погибла в 1941 в Освенциме). В 1935 за неблагонадежность был лишен права на публичные выступления. В 1938 заключен в концлагерь по обвинению в гомосексуализме, но благодаря вмешательству влиятельных друзей освобожден через несколько недель. В начале 1939 нелегально выехал в Нидерланды и поступил матросом на голландский корабль, шедший в Сингапур. Во время плавания написал трагифарс «Брехт, Гитлер и клизма — вот троица!» (издан благодаря Йозефу Бойсу в 1967). Скончался в Сингапуре в 1940 в нищете от хронического алкоголизма. Фото 1922 года.

Лео Штац
композитор
Родился в 1893 году в Кенигсверте в семье виноторговца. Вырос в Португалии — с 1897 года его отец жил в Опорто, где владел виноградниками в долине Доуро. Учился в английском колледже, первым учителем музыки стал скрипач Сесил Берк-Даунвард, не только прививший ему интерес к музыке английских вирджиналистов XVI века, но и заинтересовавший его народной португальской музыкой. В 1910–12 Штац приезжает учиться теории музыки в Вену и в Берлин, знакомится с Паулем Хиндемитом и Альбаном Бергом. В 1913 он пишет серию коротких пьес для фортепьяно, ударных и скрипки «Танцы печального солнца, песни веселой луны», построенных по методу алеаторики и, по мнению многих исследователей, являющихся первым образцом музыкальной композиции, полностью отрицающим традиционный метод. В 1916 был призван в армию вольноопределяющимся, погиб в том же году под Ипром. Фото 1915 года.

Феликс Клейн
летчик
Родился в 1915 в Дюссельдорфе. Отец — идеолог физической культуры, основатель футбольного клуба «Соколы Рейна», мать — борец за равноправие женщин (в 1911 подверглась аресту вместе с баронессой Анной фон Мюлленберг за организацию демонстрации во время визита императора Вильгельма II в дюссельдорфскую больницу Karmelitenhaus). В 1932 вступил в добровольный клуб содействия авиации. В 1935 получил диплом пилота и зачислился в Luftwaffe в чине лейтенанта. Воевал в Испании в 1937 году. С 1941 — на Восточном фронте, совершил боевой таран, был награжден Железным крестом. В 1943 сбит под Сталинградом, взят в плен, освободился в 1949 году. Вернувшись на родину, стал одним из лидеров пацифистского движения в федеральной земле Северный Рейн — Вестфалия. Занимался конструированием альтернативных летательных аппаратов (считал, что все аппараты тяжелее воздуха являются пережитком прошлого: «Со времен братьев Райт все глупо, не придумано ничего нового, самолеты — тяжелые жестянки, а человек должен летать как бабочка»). Также относился к аппаратам легче воздуха: «Летать на пузыре — оскорбительно». В 1963 построил Taube («Голубь»), который должен был летать при помощи «генерации биомагнитных волн», 1 марта 1964 взлетел на нем с палубы баржи, стоявшей на Рейне. По свидетельствам очевидцев, Taube тут же рухнул в воду и затонул вместе со своим создателем. Впрочем, члены основанного Клейном общества «Легче и навсегда» уверяют, что его видели в Боливии в 1998 году. Фотография 1930 года.

Роберт Бернадис
врач, лингвист и богослов
Родился в 1887 в Льеже (Бельгия) в семье мелкого производителя стрелкового оружия, в 1891 переехавшей в Золинген (его отец получил место на одной из металлургических фабрик). С детства страдал слабым зрением. Несмотря на это, в 1908 поступил на медицинский факультет Йенского университета, который cum laudae закончил в 1914. Уже во время обучения, считая азбуку Брейля для слепых слишком сложной и страдающей отсутствием ясности, создал свою систему, основанную на сочетании горизонтальных и вертикальных интервалов («семантических детерминативов») и построенных на двоичном коде «фонетических символов». В 1914 призван на фронт, служил врачом в санитарном поезде, в 1916 контужен и полностью потерял зрение. После войны, несмотря на инвалидность, поступил на службу в дюссельдорфскую больницу Св. Духа: его коллеги были поражены удивительными способностями Бернадиса как диагноста. Более того, в 1928 — 31 он провел несколько сложных и успешных хирургических операций «слепым методом». В 1932 прекратил медицинскую практику и полностью посвятил себя теологии. Общался с Карлом Ранером, ведущим деятелем католического Aggiornamento и с антропологом и богословом Пьером Тейяр де Шарденом, а также с кардиналом Мартином фон Фаульхабером, отстаивавшим общечеловеческие ценности и мистическую преемственность между иудаизмом и христианством. Будучи истовым католиком, Бернадис дружил с крупнейшим иудейским богословом ХХ века Мартином Бубером; близкая дружба его связывала с протестантским теологом Дитрихом Бонхеффером, основателем Исповеднической церкви. В 1939 издал в Брюсселе книгу «Его и мой долг». Расстрелян в 1945 в один день с Бонхеффером за участие в Сопротивлении. В 2002 году внесен Святым Престолом в список кандидатов на беатификацию. Фото 1914 года, накануне окончания университета