Василий Ермилов. Портрет художника Алексея Почтенного. 1924. Дерево тонированное, металл, медь, масло, присыпка (песок). Собрание Константина Григоришина, Москва
Василий Ермилов. Рельеф. 1923. Дерево, масло. Собрание Андрея Еремина, Москва
Василий Ермилов. Гитара. 1919. Холст, масло. Собрание Константина Григоришина, Москва
Василий Ермилов. Дама с веером. 1919. Холст, масло. Собрание Константина Григоришина, Москва
Василий Ермилов. Проект памятника «Председателю земного шара» В. Хлебникову. Эскиз. 1965. Бумага, гуашь, графитный карандаш. Собрание Константина Григоришина, Москва
Василий Ермилов. Дворец пионеров и октябрят в Харькове. Проект оформления интерьеров. 1934–1935. Бумага, наклеенная на картон, гуашь, графитный карандаш. Собрание Константина Григоришина, Москва
Василий Ермилов. Дворец пионеров и октябрят в Харькове. Проект оформления интерьеров. 1934–1935. Бумага, гуашь. Собрание Константина Григоришина, Москва
Неизвестный автор. Василий Ермилов. Агитационно-рекламная установка-трибуна для юбилейной выставки к 10-летию Октябрьской революции. Харьков. 1927. Собрание Константина Григоришина, Москва
Василий Ермилов. Скульптурная композиция «Три русские революции: 1825, 1905 и 1917». Эскиз. 1922–1925. Бумага, наклеенная на картон, гуашь. Sepherot Foundation, Liechtenstein
Василий Ермилов. Скульптурная композиция «Три русские революции: 1825, 1905 и 1917». 1924–1925. Дерево раскрашенное, лак. Sepherot Foundation, Liechtenstein
Василий Ермилов. Ленин и Октябрь. 1917–1924. Эскиз обложки издания. 1920-е. Бумага, гуашь, карандаш. Собрание Константина Григоришина, Москва
Василий Ермилов. Три композиции для книжного оформления (концовки). 1922. Бумага, тушь. Собрание Константина Григоришина, Москва
выставка завершилась
МАММ совместно с галереей «Проун» представляет выставку выдающегося авангардиста, лидера харьковского авангарда Василия Ермилова. Впервые в Москве в одной экспозиции соберутся лучшие произведения художника: живопись, графика, скульптура, дизайн, книжная иллюстрация.
Искусство Ермилова лаконично, так что его можно назвать одним из предшественников минимализма и концептуализма. В арсенале художника — два-три локальных цвета, два-три геометрических элемента, две-три материальные фактуры (жесть, дерево, гудрон). Искусной техникой полирования, шлифования, присыпки, противопоставлением овальных и угловатых плоскостей, безупречным пропорциональным порядком он добивался в своих работах высокого композиционно-ритмического эффекта.
В работах Ермилова видна любовь к образам украинского народного искусства, к ручному ремеслу, которое он возводил в ранг искусства, к тщательности в обработке поверхностей, к гармоничной ясности.
Выставка представляет несколько тематических разделов:
Скульптурные объекты
Наиболее крупные скульптурные работы (например, Агитационно-рекламная установка-трибуна для юбилейной выставки к
Живопись
Среди экспонатов — несколько вариаций «Гитары» (1919), «Мандолина», множество графических мужских и женских портретов, примеры скульптурной живописи: рельефы и объемные композиции. С 1922 Василий Ермилов создавал серии ярких контррельефов и «живописных объектов» из различных сортов дерева и листов металла, таких как схематичный «Портрет художника А. Почтенного». Среди экспериментов в сфере фотомонтажа примечателен рельеф «На пляже (утро, вечер)» (1935), совмещающий живопись, фотографию и рельеф.
Промграфика
Не менее интересной является работа художника в области плакатного и рекламного искусства, ставшего одним из символов русского и украинского авангарда. У Ермилова это агитационные плакаты, эскизы упаковок папирос, оформление флакона одеколона «Виктория» и создание логотипа Харьковской парфюмерно-косметической фабрики (1944).
Дизайн
Дизайнерские эскизы Ермилова (для харьковского Дома пионеров,
Книжная иллюстрация
Оформление многочисленных книг и журналов построено на использовании различных полиграфических элементов, полос, кругов, фотомонтажа. Он создал новый «ермиловский» монументальный шрифт, который стал прорывом полиграфическом дизайне. Яркий пример — оформление поэтических сборников Велимира Хлебникова, с которым Ермилов дружил и создавал стиль многих его книг, среди которых «Ладомир» (1920).
Творчество Василия Ермилова при всей яркой оригинальности, остается открытым для диалогов с произведениями других мастеров. Его пластические открытия, творческие устремления и позиции, философские взгляды существовали в контексте национального и общеевропейского художественного процесса первой трети ХХ века, который создавал единое пространство искусства авангарда.
Василий Ермилов: «Поскольку в своей творческой деятельности моя основная работа — это архитектура малых форм и в основном довоенного периода, я также много времени как художник-конструктор отдавал экспериментальной работе, а также графике и педагогической работе. Повышая свои знания в области живописи и рисунка, я стараюсь использовать великое наследие прошлого искусства всех времен и народов; анализирую и познавая законы образного мышления я прихожу к убеждению, что культурный багаж советского художника еще очень мал и не дает великого искусства, свойственного многим эпохам прошлого».
Родился в 1894 г. в г. Харькове. Отец — крестьянин Курской губ. Грайворонского уезда, слободы Ракитной, по профессии портной. Мать также из крестьян Курской губ., Белгородского уезда. В 1905 г. окончил
С января 1920 г. мастер художественного отдела УкРОСТА и мастер-руководитель завода художественной индустрии. В1921 г. художник «Всеиздата». С1922 г. руководитель Графической мастерской Харьковского художественного техникума и профессор Харьковского художественного института по 1964 год. В
В 1939 г. в Государственном издательстве «Мистецтво» — художником по картинно-плакатной продукции.
В 1940 г. оформил Государственный театральный музей и работал в изд. «Мистецтво».
В 1941 г. приглашен на работу в Киевский художественный институт.
13 июля призван в армию и был на защите г. Киева и Чернигова в качестве художника дивизии. В сентябре 1941 г. попал в окружение. В декабре 1941 г. вышел из окружения. Был ранен. По 1943 г. находился на оккупированной территории. В феврале 1943 г. (Харьков занят Красной армией) руководил художественной мастерской агитации и пропаганды. С 23 августа 1943 г. руководитель художественной мастерской Худфонда СССР и заместитель директора Харьковского художественного института. В
В
Член Союза советских художников <с> 1939 г.
В 1931 г. в издательстве «Рух» вышла моя монография.
Организатор ряда художественных выставок:
Художественно-производственной в 1922 г.
Первой Всеукраинской АРМУ в 1926 г.
«10 лет Октября» в 1927 г.
Украинской книжной графики в 1929 г.
Участвовал в ряде выставок, начиная с 1913 г. по 1962 г. Из заграничных выставок на выставке в Лейпциге в 1922 г. получил золотую медаль за графические работы. <Участвовал> на выставке «Прессы» в г. Кельне в 1929 г.
Общественная работа
1. Председатель фабрично-заводского комитета.
2. Председатель Бюро И. Т. Р.
3. Член тарифно-расценочной комиссии.
4. Организатор Харьковского т-ва художников.
5. Участник докладов и диспутов.
6. Руководитель студии ИЗО рабочей молодежи.
7. Лектор по повышению квалификации художников Худфонда.
8. Художественный редактор журнала «Авангард».
Основные работы производственного профиля
1. Стенная роспись гарнизонного красноармейского клуба, 1920 г. (УкРОСТА).
2. Роспись агитпоезда «Червона Украïна» (1921).
3. Оформление книг, журналов, плакатов в издательстве Д.В.У., «Рух», «Мистецтво».
4. Стенгазеты «Генератор», «Канатка» и 20 альбомов для выставки «Прессы» в Кельне, 1928 г.
5. Трибуна-реклама «10 лет Октября» (1927).
6. Оформление площади Дзержинского.
7. Оформление площадей Фейербаха и Руднева к
8. Литературная галерея (Харьков).
9. Театральный музей (Киев).
10. Дворец пионеров (Харьков),
11. Дом обороны (Киев), 1936 г.
12. Кабинет марксизма-ленинизма клуба Ленина.
13. Комната Т. Г. Шевченко (Х.А.Т.О. и Б.).
14. Выставка «Как работать над книгой».
15. Оформление
16. Проект оформления площади Дзержинского к
Заключение
Поскольку в своей творческой деятельности моя основная работа — это архитектура малых форм и в основном довоенного периода, я также много времени как художник-конструктор отдавал экспериментальной работе, а также графике и педагогической работе. Повышая свои знания в области живописи и рисунка, я стараюсь использовать великое наследие прошлого искусства всех времен и народов; анализируя и познавая законы образного мышления, я прихожу к убеждению, что культурный багаж советского художника еще очень мал и не дает великого искусства, свойственного многим эпохам прошлого. Причину этого вижу в упадке профессионального мастерства, в плохой постановке учебного процесса. 20 лет моей педагогической деятельности говорят <о том>, что основная косность лежит в плане недомыслия пути постижения грамотности основ нашего ремесла. Учебный процесс ведет к поверхностному дилетантизму. Постигшие эту дилетантскую систему, в свою очередь, прививают ее следующему поколению, таким образом, круг замыкается.
Молодые люди, т. е. художники, спешат показать свое лицо, впадают в крайности, т. е. заимствуют крайности, принимая прием (почерк) за оригинальное толкование формы, не пытаясь даже отдать себе отчет<а> в этом. Трюкачество стало настолько распространенным явлением, что многие видят в этом лицо «гения». Только посмотреть и послушать, как на показе своих работ они стараются постичь, «как это сделано», недоуменно смотря друг на друга.