Вик Мюнис. Атлант, по мотивам Джованни Франческо Барбьери (Иль Герчино) Фотография хлама. 2007. Собрание автора
Вик Мюнис. Нарцисс, по мотивам Караваджо (Фотография хлама). 2005. Собрание автора
Вик Мюнис. Фотография экшн, по мотивам Ханса Намута (Фотография шоколада). 1997. Courtesy Vik Muniz and the Estate of Hans Namuth, VAGA NY
Вик Мюнис. По мотивам Герхарда Рихтера (Фотография цветовой гаммы). 2001. Собрание автора
Вик Мюнис. Ножницы (Земляные работы). 2002. Собрание автора
Вик Мюнис. Игрушечный солдат (Мелкие игрушки). 2003. Собрание автора
Вик Мюнис. Две коровы. 1995. Собрание автора
Вик Мюнис. Морская медуза. 1998. Собрание автора
выставка завершилась
Манежная площадь, д. 1 (
www.moscowmanege.ru
Вопрос о том, является ли фотография искусством, уже давно получил утвердительный ответ. Одним из тех, кто сегодня своим творчеством подтверждает эту аксиому, является американский художник Вик Мюнис (Vik Muniz, 1961).
Уже более десяти лет американец бразильского происхождения интригует мир своими творениями, поражающих разнообразием техник, подходов, способов интерпретации окружающей нас действительности. Мировая история искусства для него — не застывшее прошлое, а постоянный источник вдохновения и творческой фантазии, отправной пункт для коммуникаций с современниками.
Вик Мюнис родился в Сан Паоло (Бразилия). Живёт и работает в Нью-Йорке. Международное признание Мюнис получил за серии медитативных фотографий, навеянных сюжетами из работ классиков мирового искусства и выполненных из нетрадиционных материалов: земля, сахар, нитки, пыль, песок, томатный сок, шоколад.
Работы Мюниса реанимируют интерес к истории живописи, причём очень естественным способом, без тени назидания и нравоучительства. Отталкиваясь от шедевральных работ мастеров прошлого, современный художник воплощает их в настолько обыденных современных материалах, что напрочь стираются вековые дистанции, работы перестают быть только музейными ценностями и вызывают живой интерес самой юной аудитории.
Молодое поколение сейчас все меньше обращается к «ненасущному» (по их мнению) опыту прошлого. Они «зажаты» в тиски новых технологий и современных средств mass media. Им не до походов в музеи классического искусства. Мюнис стремится исправить эту ошибку, утверждая, что для понимания современности необходимо обращение к традиции.
Его работы полностью вписываются в постмодернистский концепт современности. Налицо, например, восприятие всего происходящего как многоуровневого текста, т.н. «картинка в картинке» (то, что интересовало Мюниса с самого начала: см. «Два гвоздя» 1987).
Творчество Мюниса интерактивно. Кроме эстетического эффекта его работы еще и провоцируют (в хорошем смысле слова) вопрос, из чего и как это сделано, превращая зрителя в соучастника, сотворца. Очень редко в искусстве этот эффект имеет такое концентрированное воплощение. После первоначального узнавания наступает момент, когда зритель понимает, что перед ним отнюдь не то, что казалось на первый взгляд. Иллюзии, провоцируемые художником и ставшие элементом его фирменного стиля, принесли ему мировую известность и признание.
Журнал «Time» назвал его одним из художников-лидеров нового тысячелетия, а New York Times рекомендовала его работы в качестве надёжного антидепрессанта, называя их «идеей, завёрнутой в оболочку из юмора и сюрприза».
«Я всегда воспринимаю юмор очень серьёзно», — говорит сам художник. Именно чувство юмора и определённые визуальные ухищрения лежат в основе нашей оценки предмета искусства. Это они рождают в нас тот отклик, который заставляет нас либо задержаться перед работой чуть дольше, либо пройти мимо. И с того момента, как вам удастся «зацепить» зрителя, вы можете себе позволить предъявить ему свою глубину и эрудированность«.
Работы Мюниса, воспринимаемые на поверхностном уровне как остроумные двусмысленности, затем поднимают целый комплекс вопросов о том, как идёт процесс восприятия визуальной информации; как она презентуется и как интерпретируется. Для Мюниса характерно постоянное перевоплощение, переключение с одной роли на другую: он то художник, то скульптор, затем просто мастеровой, потом фотограф, концептуалист, шутник, и, наконец, критик.
Творчество Мюниса — это настоящая энциклопедия сознания современного художника, заглянув в которую можно сделать для себя массу полезных открытий, и ещё один важный шаг к пониманию и оценке искусства.
Вик Мюнис буквально на глазах становится одним из мэтров современного искусства. С февраля по май 2007 прошла его персональная выставка в P. S. 1 в Нью-Йорке — одном из подразделений MoMA — Museum of Modern Art (NY). Для художника — это всегда знаковый момент. Начиная с 2001 года для Мюниса стала стандартной ситуация, когда его ретроспективные выставки «кочуют» ежегодно по
The Metropolitan Museum of Art, New York
The Solomon R. Guggenheim Museum. New York, NY
The Museum of Modern Art, New York
The Tate Gallery, London, UK
The Whitney Museum of American Art, New York
The Victoria and Albert Museum, London