Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Всеволод Тарасевич. Ретроспектива

Друзья, во вторник, 24 декабря, музей будет закрыт.

Всеволод Тарасевич. Ретроспектива

Всеволод Тарасевич. Поединок. Из серии «Московский университет». Москва, 1964. Собрание МАММ Всеволод Тарасевич. Поцелуй. Москва, 1966. Собрание МАММ Всеволод Тарасевич. Атом неисчерпаем. Из серии «Институт физики высоких энергий в Протвино». Московская обл., г. Протвино, 1969—1974. Собрание МАММ. Всеволод Тарасевич. Подготовка к форсированию Невы. Ленинградская обл.,1941 Всеволод Тарасевич. На стоянке детского такси «Карапуз». Архангельск, 1960-е. Собрание МАММ Всеволод Тарасевич. Самотлор. Из серии «Репортаж с переднего края». Тюменская обл., 1968. Собрание МАММ Всеволод Тарасевич. Без названия. Из серии «Невский проспект». Ленинград, 1965. Собрание МАММ Всеволод Тарасевич. Без названия. Из серии «Невский проспект». Ленинград, 1965. Собрание МАММ Всеволод Тарасевич. Дмитрий Шостакович.  Двенадцатая симфония. 1961. Собрание МАММ

Всеволод Тарасевич. Поединок. Из серии «Московский университет». Москва, 1964. Собрание МАММ

Всеволод Тарасевич. Поцелуй. Москва, 1966. Собрание МАММ

Всеволод Тарасевич. Атом неисчерпаем. Из серии «Институт физики высоких энергий в Протвино». Московская обл., г. Протвино, 1969—1974. Собрание МАММ.

Всеволод Тарасевич. Подготовка к форсированию Невы. Ленинградская обл.,1941

Всеволод Тарасевич. На стоянке детского такси «Карапуз». Архангельск, 1960-е. Собрание МАММ

Всеволод Тарасевич. Самотлор. Из серии «Репортаж с переднего края». Тюменская обл., 1968. Собрание МАММ

Всеволод Тарасевич. Без названия. Из серии «Невский проспект». Ленинград, 1965. Собрание МАММ

Всеволод Тарасевич. Без названия. Из серии «Невский проспект». Ленинград, 1965. Собрание МАММ

Всеволод Тарасевич. Дмитрий Шостакович. Двенадцатая симфония. 1961. Собрание МАММ

Москва, 9.02.2018—1.04.2018

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Кураторы: Анна Зайцева, Ольга Свиблова

В рамках программы «Классики российской фотографии» и фестиваля «Фотобиеннале 2018»
Кураторы: Анна Зайцева, Ольга Свиблова

В рамках программы «Классики российской фотографии» и фестиваля «Фотобиеннале 2018»

Свернуть

Видео

 

О выставке

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ, МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА / МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»

В РАМКАХ XII МЕЖДУНАРОДНОГО МЕСЯЦА ФОТОГРАФИИ В МОСКВЕ «ФОТОБИЕННАЛЕ 2018»

МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВЫСТАВКУ: «ВСЕВОЛОД ТАРАСЕВИЧ. РЕТРОСПЕКТИВА»

Кураторы: Анна Зайцева, Ольга Свиблова


Ретроспектива Всеволода Тарасевича представляет творчество классика российской фотографии, которого смело можно поставить в один ряд с великими основоположниками гуманистической фотографии: Анри Картье-Брессоном, Робером Дуано, Марком Рибу. Это событие, к которому МАММ шел 18 лет.

Фонд Тарасевича, поступивший в наш музей в 2000 году, насчитывает более 18 тысяч негативов и авторских отпечатков. На протяжении почти 20 лет научные сотрудники музея описывали и атрибутировали этот фонд. В 2013 году музей показал выставку Всеволода Тарасевича «Формула времени», в 2014 — «Всеволод Тарасевич. Эпизод II. Ленинград», в 2015 — «Норильск». Ретроспектива этого выдающегося фотографа дает возможность оценить разносторонность его таланта и демонстрирует эволюцию стиля Тарасевича на протяжении сорока с лишним лет — от первых военных снимков 1940-х годов до предперестроечных репортажей середины 1980-х. Из более 300 фотографий, представленных на выставке, около половины экспонируются впервые.

Всеволод Тарасевич (1919 — 1998) начал фотографировать во время войны — с 1941 по 1945 год он был военным фотокорреспондентом. Из съемок тех лет в негативах сохранилось немногое. Самые известные снимки Тарасевича военных лет были сделаны в блокадном Ленинграде и на полях сражений вблизи города. «Во время войны многое показывать было нельзя... Но я снимал. И по обязанности, и по долгу», — вспоминал фотограф. Военные кадры Тарасевича стали одним из самых пронзительных свидетельств главной трагедии ХХ века. Именно в военные годы закладываются основы того стиля и гуманистического мировоззрения, которые позже сделают Тарасевича главным выразителем «оттепели» 1960-х.

После войны Тарасевич работал в крупнейшем советском информационном агентстве — агентстве печати «Новости» (АПН), печатался в журналах «Советский союз», «Огонек», «Работница» и «Soviet Life». В 1950-е годы он отдает дань постановочной фотографии и одним из первых осваивает цветную съемку. Это соответствует духу времени. В 1950-е постановка доминирует в ведущих иллюстрированных советских изданиях. Жизнерадостные колхозники, смеющиеся пионеры, парторг, сосредоточенно беседующий с покорителями целины, — все эти персонажи фотографий Тарасевича узнаваемы и в обилии присутствуют на страницах «Огонька» тех лет. В это же время Тарасевич ищет свой путь. По фотографиям, сделанным в Свердловске в 1958 году, видно, как он оттачивает мастерство композиции, геометрическую выстроенность кадра, перерабатывая наследие конструктивизма. Еще одна важная черта его съемок 1950-х — умение поймать в объектив непосредственную человеческую эмоцию. В 1957 году на выставке научных и технических достижений в Харькове толпа на фотографиях Тарасевича рассматривает модель спутника и выставленную как экспонат стиральную машину с одинаковым неподдельным недоумением и восхищением. Умение снимать событие в динамике, способность сопереживания героям и удивительный дар передавать атмосферу происходящего окажутся востребованными в эпоху «оттепели», времени искренности, раскрепощенности и нетерпимости к постановочной фальши.

Конец 1950-х — середина 1970-х — это эпоха «физиков и лириков», время, когда в СССР заново осмысляется значение образования и науки. За короткий период с 1958 по 1978 советские ученые четырежды становятся лауреатами Нобелевской премии. Тарасевич снимает Московский университет, Новосибирский Академгородок, Институт физики высоких энергий в Протвино, Институт биологической физики РАН в Пущино, Научный центр РАН в Черноголовке… Студенты и ученые этих учебных и научных центров были героями своего времени, окрыленные романтической верой в безграничную мощь свободной человеческой мысли. А репортажи Тарасевича оказались лучшим визуальным выражением этой эпохи, атмосферу которой он сохранил в своем творчестве до конца жизни.

Начиная с конца 1950-х годов главным выразительным средством Тарасевича становится свет, который излучают как его дневные, так и ночные съемки. Свет становится самой тканью изображения и придает ему объем. Съемки ночного Ленинграда Тарасевича стали такой же визитной карточкой российской фотографии, как цикл «Ночной Париж» Брассая для французской.

В 1960-е — 1980-е годы Всеволод Тарасевич много ездил по СССР, снимал репортажи в Нарьян-Маре, Магнитогорске, Самотлоре, Тольятти, побывав буквально во всех самых отдаленных уголках огромной страны. Один из его лучших репортажей посвящен Норильску, куда в 1960-х — 1970-х Тарасевич возвращался неоднократно. Вплоть до 1953 года этот город имел статус «спецпоселения»: Норильский комбинат строился заключенными Норильлага и был одним из крупнейших проектов сталинской индустриализации. Норильск Тарасевича — это эпоха после ХХ съезда КПСС (1956 г.), съезда десталинизации. Суровейший климат, шквальные ветры и метели — постоянный фон для жителей Норильска — попадают, конечно, и в объектив фотографа, также как и будни рабочих металлургического комбината или досуг норильчан. Норильские снимки Тарасевича дышат свободой: танцы в кафе, выражения лиц, стиль одежды, поведение — точно такие, как на фотографиях, сделанных в 1960-е в Ленинграде. Каждая из этих работ — гимн гуманистической фотографии, в эти годы захватившей не только СССР, но и Европу, и весь мир.

Работы Тарасевича созвучны эстетике кино 1960-х годов. Внутренняя динамика, присущая каждому кадру, непроизвольно разворачивается в восприятии зрителя как киноистория. Поэтому невозможно смотреть на фотографии автора бегло и мельком. Они гипнотизируют. Встреча с работами Тарасевича — это возможность не просто узнать факты нашей истории, но и ощутить счастье живого переживания времени.



Генеральный партнер музея

Новатэк

Стратегический партнер музея

.ART

Стратегические партнёры «Фотобиеннале 2018»

MasterCard Tele2

Генеральный радиопартнер

Серебряный дождь


Информационные партнеры

Стратегические информационные партнеры

Журнал «Профиль» Газета.ru


Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia


Информационные партнеры

Первый канал RosPhoto The Vanderlust Русский пионер

Photographer.ru Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств Арт-Гид