Всеволод Тарасевич. Без названия. Из серии «Невский проспект». Ленинград, 1965. Собрание Московского Дома фотографии
Всеволод Тарасевич. Без названия. Из серии «Невский проспект». Ленинград, 1965. Собрание Московского Дома фотографии
Всеволод Тарасевич. Без названия. Ленинград, Летний сад, 1965. Собрание Московского Дома фотографии
Всеволод Тарасевич. Без названия. Ленинград, 1965. Собрание Московского Дома фотографии
Всеволод Тарасевич. Без названия. Из серии «Невский проспект». Ленинград, 1965. Собрание Московского Дома фотографии
Всеволод Тарасевич. Без названия. Из серии «Невский проспект». Ленинград, 1965. Собрание Московского Дома фотографии
выставка завершилась
В рамках программ «Классики российской фотографии» и «История России в фотографии» МАММ представляет вторую выставку Всеволода Тарасевича (1919 – 1998) – серию фотографий, посвященных Ленинграду 1960-х годов.
С Ленинградом и позднее Санкт-Петербургом была связана большая часть жизни и карьеры Всеволода Тарасевича. Во время учебы в Ленинградском электротехническом институте он начал публиковать снимки в газетах «Смена» и «Ленинградская правда», позднее — в 1940 году — стал фотокорреспондентом фотохроники ЛенТАСС. Всю войну работал в качестве корреспондента политического управления Северо-Западного фронта, затем Ленинградского фронта, а после окончания войны сотрудничал с газетой «Вечерний Ленинград». Одни из самых известных серий Тарасевича были созданы в блокадном Ленинграде и на руинах Петергофа и Пушкина.
Переехав в Москву, Тарасевич становится штатным корреспондентом одного из самых влиятельных в СССР информационных агентств — агентстве печати «Новости» (АПН). Работая в агентстве, Тарасевич часто приезжал в Ленинград в командировки. Большинство представленных на выставке снимков были сделаны в середине 1960-х именно по заказу АПН, о чем свидетельствуют тексты на обороте, которые клеились при сдаче материала в редакцию.
В Ленинграде Тарасевичем были созданы довольно разные серии. Так, к 1960-м относятся его социальные репортажи о Ленинградской детской воспитательной колонии, Ленинградском Государственном университете и Электротехническом институте, позднее, в начале 1970-х, появляются серии «Завод ЛОМО» и «Четыре задания токаря Морякова» о рабочем Ленинградского завода строительных машин («Строймаш») — классический советский репортаж, иллюстрирующий достижения предприятия и формирующий образ идеальной жизни советского рабочего.
Но фотографии, отобранные для этой выставки, показывают нам Тарасевича как одного из самых ярких выразителей «оттепели». Эти снимки — гимн свободной гуманистической фотографии, которая в эти годы захватывает не только Советский Союз, но и Европу, Америку. Свободная камера, непозирующие люди, ни одной фальшивой улыбки — вот то, что отличает эту «ленинградскую серию». Отказ от постановочных съемок имеет в те годы принципиальное идеологическое значение. Вспоминая отца, сын Тарасевича так говорил о его манере работать: «он старался предвидеть возможное развитие ситуации и придумывал заранее возможные и невозможные стечения обстоятельств, некоторые из которых потом действительно имели место и попадали в его объектив...». Кроме узнаваемых видов в серию вошли многочисленные уличные фотографии горожан. Тарасевича отличает удивительное внимание к деталям: одежде, взглядам, жестам тех, кто попадает в объектив его камеры. По негативам видно большое количество дублей, сделанных, прежде чем поймать тот единственный кадр, который впоследствии будет напечатан. Многие сюжеты и объекты, которые привлекают внимание фотографа, повторяются: ткань города составляют мокрые улицы, скамейки, телефонные будки, газеты, книги, букеты цветов, зонты; герои снимков, как правило, кого-то ждут или куда-то спешат. Фотографии одновременно отсылают отчасти к традициям советского кинематографа, отчасти — к визуальному канону, заложенному в европейской репортажной фотографии Анри Картье-Брессоном. Не случайно именно Брессон был одним из немногих фотографов, которых Тарасевич ценил и приводил в пример.
Тарасевич мечтал об издании, посвященному Ленинграду. В фондах МАММ хранится творческая заявка на книгу под условным названием «Главная улица», написанная Тарасевичем в 1995 году. Он предполагал строить книгу в основном на более поздних своих работах (1980-х—1990-х годов), но по описанию сюжетов понятно, что замысел книги о Ленинграде возник у него давно, и многие образы — от играющих в парке детей до надгробий кладбища — отсылают именно к его ранним сериям, созданным в Ленинграде 1960-х.