Олег Целков. Цирк. 1969. Доска, масло. Предоставлено Tsukanov Family Foundation, Лондон
Олег Целков. Групповой портрет с арбузом. 1963. Холст, масло. Предоставлено Tsukanov Family Foundation, Лондон
Олег Целков. Пять лиц. 1980. Холст, масло. Предоставлено Tsukanov Family Foundation, Лондон
Олег Целков. Портрет с цветком. 1962. Холст, масло, дерево. Предоставлено Tsukanov Family Foundation, Лондон
Олег Целков. Автопортрет. 1964. Холст, масло, дерево. Предоставлено Tsukanov Family Foundation, Лондон
выставка завершилась
Олег Целков
«Я не здешний, я чужой»
Куратор: Мария Лаврова
Мультимедиа Арт Музей, Москва и Tsukanov Family Foundation представляют выставку «Я не здешний, я чужой» памяти Олега Целкова — классика российского и мирового современного искусства, одного из лидеров советского нонконформизма, без которого сложно представить себе историю этого художественного явления.
«Я не здешний, я чужой», — говорил о себе Целков. Эти слова предельно точно отражают его бескомпромиссный характер. Индивидуалист, рожденный в эпоху удушливого коллективизма, он до конца жизни не вписывался в «предлагаемые обстоятельства», следуя единственной цели — делать картины, которые до него «не писал ни один художник».
Олег Целков родился в 1934 году в Подмосковье. В 1949 году без подготовки поступил в знаменитую Московскую среднюю художественную школу при Институте им. В. И. Сурикова — альма-матер целой плеяды будущих звезд неофициального искусства, среди которых Илья Кабаков, Эрик Булатов, Олег Васильев, Владимир Янкилевский. По воспоминаниям Целкова, его пытались выгнать из школы каждый год — уже тогда работы юного художника резко осуждали за несоответствие соцреалистическим канонам.
В 1953 году он чудом закончил МСХШ, однако поступить в Суриковский институт ему не дали. Целков уехал в Минск, учился в Белорусском театрально-художественном институте, откуда в 1954 году его исключили «за формализм», а в 1955-ом он был отчислен с первого курса Ленинградской Академии художеств. Высшее образование Целкову удалось получить только в 1958 году — он закончил Ленинградский государственный театральный институт, получив специальность художника-технолога сцены. Впрочем, сам себя он считал художником-самоучкой, подчеркивая, что его живописная система формировалась за пределами учебных заведений. Илья Кабаков, хорошо знавший художника, писал о нем в «Записках о неофициальной жизни в Москве»: «Олег Целков — гений, который не нуждается как бы ни в каком прошлом, который как бы родил самого себя».
Свои ранние работы Целков создавал под впечатлением от живописи объединения «Бубновый валет», тайком увиденной в запасниках Третьяковской галереи и Русского музея. Несмотря на хрущевскую «оттепель» и относительное ослабление цензуры, его картины практически не участвовали в официальных выставках и ядовито критиковались функционерами от искусства. Тем не менее уже к концу 1950-х годов Целков стал одним из самых популярных художников в интеллектуальных кругах сначала Ленинграда, а затем и Москвы, куда он переехал в 1961 году. В Тушино, где жил и работал художник, к нему «на просмотры» приезжали выдающиеся писатели и поэты Артур Миллер, Луи Арагон, Анна Ахматова, художники Давид Сикейрос и Ренато Гуттузо, великий коллекционер русского авангарда Георгий Костаки, ставший одним из первых его покупателей.
Решающей точкой отсчета в творчестве Целкова стал 1960 год, когда, работая над картиной «Портрет», он «впервые, — и первый, — случайно „стянул“ с лица лицо „по образу и подобию“ и увидел — ЛИЦО». «Потрясению моему не было предела, — рассказывал Целков. — Я написал как бы портрет, однако не портрет отдельно взятого субъекта, а портрет всеобщий, всех вместе в одном лице и — до ужаса знакомом… Я сразу же — сразу! — понял, что мне указана моя дорога». Так родилось «невиданное доселе племя» — «целковиты» или «целковики» — гомункулообразные персонажи-маски, в равной степени отсылающие к архаическому искусству, традициям буффонады, экспрессионистским и сюрреалистическим мотивам.
Этот мощный пластический образ Целков развивал на протяжении всей жизни — его персонажи обретали тела, росли и множились, а их интерпретации менялись в соответствии с веяниями времени. В «мордах» Целкова, написанных едкими анилиновыми цветами, видели то пародию на тоталитарное общество, безликого «советского человека» или — шире — на «массового человека», о котором еще в 1930 году писал философ Хосе Ортега-и-Гассет, то универсальную метафору трагикомедии человеческого бытия. Сам художник отмечал диалектический характер своего героя: «Он одновременно является гуманистом и антигуманистом, и в нем нельзя разделить эти два начала».
В 1965 году в Институте атомной энергии имени И. В. Курчатова прошла первая персональная выставка Целкова, устроенная студентами-физиками — она простояла два дня, затем ее потребовали закрыть. Выставка, организованная в 1970 году в московском Центральном доме архитекторов, и вовсе простояла около 15 минут. На следующий день Целкова исключили из Союза художников, фактически лишив возможности участвовать в выставках и получать заказы (восстановиться помогло только заступничество близкого друга — известного поэта Евгения Евтушенко).
«Немножко чужой повсюду» Целков держался особняком и в кругу художников-нонконформистов. Он не входил ни в одну из художественных группировок, стихийно формировавшихся в 1960-е годы. В 1974 году принципиально отказался участвовать в печально известной «Бульдозерной выставке», организованной неофициальными художниками на пустыре в Беляево и варварски уничтоженной сотрудниками силовых органов с помощью поливальных машин. «С моей точки зрения, диссиденты, что-то доказывая, тем самым уравнивают себя с властью, — говорил Целков. — Я с ними не игрок».
В 1977 году под давлением властей художник покинул родину и уехал в Париж. Прожив во Франции более 40 лет, он так и не принял французское гражданство, оставаясь апатридом с «нансеновским» паспортом (российское гражданство он получил только в 2015 году). По словам Целкова, за границей он по-прежнему плохо вписывался в художественные процессы, однако его узнаваемый и самобытный стиль привлек внимание галеристов и коллекционеров, что сделало его одним из самых дорогостоящих российских художников.
Биография Целкова сопряжена с многочисленными легендами, анекдотами и байками, часть из которых увековечена в русской литературе — так, в книге «Соло на ундервуде» Сергей Довлатов в красках описывает, как Целков продавал картину Артуру Миллеру. Неиссякаемая витальная энергия художника питала его персональную мифологию и позволяла ему работать каждый день с утра до вечера в течение долгих лет. Потеряв зрение и возможность писать, Олег Целков ушел из жизни.
Работы Целкова находятся в коллекциях Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитажа, Русского музея, Музея Стеделейк (Амстердам), Музее Циммерли при Ратгерском университете (Нью-Джерси, США), а также в многочисленных частных собраниях Великобритании, Франции, США и России.
На выставке в МАММ будет показан фильм Tselkov Walk («Путь Целкова») французского режиссера Николя Идиро, в основу которого легло эссе лауреата Гонкуровской премии Эмманюэля Каррера. В кинозале музея 26 сентября, 16 октября и 20 ноября в 17:00 пройдут показы документального фильма «Я не здешний, я чужой» (режиссер: Александр Шаталов) о жизни и творчестве художника.
Музей выражает огромную благодарность Игорю Цуканову за помощь в организации выставки, а также благодарит Музей AZ и лично Наталью Опалеву, аукцион VLADEY, Ирину и Сергея Лукиновых за предоставление работ, Игоря Пальмина и Владимира Сычева за предоставление фотографий для выставки. Музей выражает благодарность Фонду Андрея Чеглакова за предоставление фильма «Олег Целков. Я не здешний, я чужой» для демонстрации в рамках выставки.
Стратегический партнер музея
Mastercard