Мультимедиа Арт Музей, Москва | Передвижные выставки | Героический Севастополь

Героический Севастополь

Владислав Микоша.
Оборона Севастополя.
Перед броском в атаку. 1942.
Цифровой отпечаток.
Собрание МАММ. Борис Шейнин.
Утро в Стрелецкой бухте. Захваченные в Севастополе пленные отправляются в тыл в сортировочный пункт в Делегардовой балке. 1944.
Цифровой отпечаток.
Собрание МАММ. Неизвестный автор.
Кинооператоры Микоша В.В. и Рымарев Д.Г. на бронепоезде «Железняков» во время съемок фильма «Черноморцы».
1942.
Цифровой отпечаток.
Собрание МАММ. Владислав Микоша.
Оборона Севастополя.
Морская пехота идет в контратаку. 1942.
Цифровой отпечаток.
Собрание МАММ Евгений Халдей.
Возвращение в Севастополь.
1944.
Цифровой отпечаток.
Собрание МАММ. Евгений Халдей.
Снова жизнь.
Севастополь.
9 мая 1944.
Цифровой отпечаток.
Собрание МАММ. Владислав Микоша .
Снайпер Герой Советского Союза Людмила Михайловна Павличенко (в районе Итальянского кладбища).
Севастополь.
1942.
Цифровой отпечаток.
Собрание МАММ. Виктор Темин.
В последний день обороны Севастополя.
1942.
Цифровой отпечаток.
Собрание МАММ. Евгений Халдей.
Салют в освобожденном Севастополе.
1944.
Цифровой отпечаток.
Собрание МАММ.

Владислав Микоша. Оборона Севастополя. Перед броском в атаку. 1942. Цифровой отпечаток. Собрание МАММ.

Борис Шейнин. Утро в Стрелецкой бухте. Захваченные в Севастополе пленные отправляются в тыл в сортировочный пункт в Делегардовой балке. 1944. Цифровой отпечаток. Собрание МАММ.

Неизвестный автор. Кинооператоры Микоша В.В. и Рымарев Д.Г. на бронепоезде «Железняков» во время съемок фильма «Черноморцы». 1942. Цифровой отпечаток. Собрание МАММ.

Владислав Микоша. Оборона Севастополя. Морская пехота идет в контратаку. 1942. Цифровой отпечаток. Собрание МАММ

Евгений Халдей. Возвращение в Севастополь. 1944. Цифровой отпечаток. Собрание МАММ.

Евгений Халдей. Снова жизнь. Севастополь. 9 мая 1944. Цифровой отпечаток. Собрание МАММ.

Владислав Микоша . Снайпер Герой Советского Союза Людмила Михайловна Павличенко (в районе Итальянского кладбища). Севастополь. 1942. Цифровой отпечаток. Собрание МАММ.

Виктор Темин. В последний день обороны Севастополя. 1942. Цифровой отпечаток. Собрание МАММ.

Евгений Халдей. Салют в освобожденном Севастополе. 1944. Цифровой отпечаток. Собрание МАММ.

История экспонирования
  • Культурно-выставочный центр Русского музея, отдел ГОАУК «Мурманский областной художественный музей»,
    Мурманск
    22.04.2022 — 22.05.2022
  • Орловский областной выставочный центр,
    Орел
    04.03.2021 — 04.04.2021
  • Центр народного творчества,
    Гаврилов-Ям
    29.04.2019 — 30.05.2019
  • Центральный музей Тавриды,
    Симферополь
    07.05.2014 — 22.06.2014
  • Русский музей фотографии,
    Нижний Новгород
    14.02.2012 — 04.03.2012
  • Международный аэропорт Шереметьево, Терминал Е,
    Химки
    17.05.2011 — 25.06.2011
  • Музей Мирового океана,
    Калининград
    16.07.2010 — 10.10.2010
  • Самарский областной художественный музей,
    Самара
    17.04.2010 — 04.10.2010
  • Объединение «Фотоцентр»,
    Москва
    03.11.2009 — 29.11.2009

О выставке

Я ощущал мир как данность, воспринимал его эмоционально,
а не аналитически. В моих жилах текла кровь мореходов
и открывателей, а не историков и исследователей.
И летопись, которую я вел всю жизнь, скорее была
«корабельным журналом», чем «Повестью временных лет»...
Владислав Микоша

Характер — это судьба. Если бы легендарный кинооператор Владислав Микоша в самом начале своего жизненного пути решил избрать другую профессию, то, несомненно, из него бы получился прекрасный летчик, хирург, моряк. В любой области, в какую бы он ни окунулся со всем жаром внутреннего огня, своей веры в то, чт...

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ

Я ощущал мир как данность, воспринимал его эмоционально,
а не аналитически. В моих жилах текла кровь мореходов
и открывателей, а не историков и исследователей.
И летопись, которую я вел всю жизнь, скорее была
«корабельным журналом», чем «Повестью временных лет»...
Владислав Микоша

Характер — это судьба. Если бы легендарный кинооператор Владислав Микоша в самом начале своего жизненного пути решил избрать другую профессию, то, несомненно, из него бы получился прекрасный летчик, хирург, моряк. В любой области, в какую бы он ни окунулся со всем жаром внутреннего огня, своей веры в то, что он делает, он бы добился успеха.

Определенный характер как маяк притягивает свои отдельные события, которые люди склонны рассматривать как знаки свыше. Микоша верил в запрограммированность своей судьбы, в свою профессиональную предопределенность, в предначертанность ему быть кинооператором.

Владислав Микоша родился на Волге, в Саратове 8 декабря 1909 года в семье капитана и с детства мечтал стать моряком — как отец. В четырнадцать лет переплывал Волгу, занимался партерной гимнастикой, зимой ходил без пальто и шапки — закалялся. А вот в мореходку не прошел «по здоровью» — промок под ленинградскими дождями, получил бронхит.

На операторский факультет Государственного техникума кино (через год — ВГИК) в 1929 году поступил чудом: на экзамены не принес фотографий, обязательных для допуска к экзаменам. К тому времени фотоаппарата он не держал в руках и снимать не умел. И тем не менее — поступил — оказался среди восьми процентов принятых (из ста, допущенных к экзаменам). Фотографией в институте занимался с увлечением, истово. И уже после второго курса, получив квалификацию кинооператора Совкинохроники (тоже чудо!) снимал профессионально для газет и журналов. Работу оператора совмещал с фотографией. Так возникла фотосерия «На спасении челюскинцев». Как оператор с того самого 1931 года, кода он стал им, снимал много и по всей стране — от Севастополя до Владивостока, и оставил на пленке такие значимые события, как разрушение Храма Христа Спасителя (1931-1932 гг.), Первая Олимпиада РКК (1933 г.), спасение челюскинцев (1934 г.). И на кинопленке, и в фотографии.

В 1936 году, увлекшись фотографией всерьез, Микоша принял предложение газеты «Известия» и, уйдя из кино, стал ее штатным фотокорреспондентом. Снимал и для других газет и журналов, для ТАСС, для Интуриста, для кого только не снимал... Выходили серии открыток с его фотографиями («ВСХВ», «Крым», «Кавказ», «Спорт» и т. д.). В 1940 году вышла серия первых цветных советских марок — «ВСХВ». И не случайно — потому что цветом в советской фотографии начал заниматься одним из первых. Участвовал в фотовыставках — и в стране, и за рубежом. 1 мая 1940 года открылась его персональная выставка, прошедшая с триумфом.

Война вернула его в семью кинооператоров. Но и здесь Микоша был не только оператором и фотокорреспондентом, но и блистательным публицистом, репортажи которого печатались в главной газете Советского Союза — «Правде», спецкором которой он был всю войну.

Четыре года, которые выпали на войну, — не слишком большой отрезок времени, но остались те годы самыми главными, а съемки — самыми дорогими сердцу кинооператора. Он снимал оборону Одессы, Севастополя, Кавказа, Северный и Атлантический конвои, бомбежку Лондона, гибель Керченского десанта, освобождение Кавказа и Крыма, Румынии, Болгарии, Польши, бои в Померании и Восточной Пруссии, форсирование Одера, подписание капитуляции Японии на линкоре «Миссури».

Война занимала одно из главных мест в его творчестве, но трудно перечислить все, что снято им после войны: восстановление Варшавы, Сталинграда, Днепрогэс, провозглашение Китайской Народной Республики, встречи Сталина с Мао Цзэдуном и Хрущева с Кеннеди, съемки Неру, Сукарно, Эйзенхауэра, Насера, Кастро, Тито, Гагарина, Бидструпа, Клиберна, Нуриева, Улановой...

На фото после войны снимал в основном для журналов — «Огонька», «Советского Союза», «Вокруг света»...

О Владиславе Микоше — легендарном операторе, фотокорреспонденте — написано много. Но о его творчестве написано гораздо меньше: слишком затмевала творчество сама фигура Микоши. Цельный, не идущий на компромиссы с собой и окружающим миром, не отделяющий себя от дела своей жизни, Микоша будто сам — оживший герой советского фильма. Но все же стоит посмотреть на его фотографии в некоем отдалении от харизматического автора.

В его кадрах нет ничего лишнего, они профессионально проработаны, отточены, что делает документальное свидетельство произведением искусства. Документальность трансформируется с годами в художественность — это неоспоримый факт.

Профессиональная, творческая самоцензура отвергала малейший дилетантизм. Черно-белые документальные фотографии своей суровой правдивостью, неподдельным драматизмом трогают сильнее, чем современные постановочные кадры.

В последние годы Микоша был часто и успешно представлен на выставках Московского Дома фотографии («10 лет МДФ», «Хлеб», «Первоцвет», «Наш дом Арктика» и др.) и высоко оценен прессой.

Более шести десятилетий Владислав Микоша держал в руках кинокамеру. Он был свидетелем непростой эпохи, человеком, наделенным даром оказываться в гуще знаковых событий, которые оставил для нас на кинопленке, в фотографии, в слове.

Не стремившийся при жизни ни выставлять свои работы, ни позиционировать себя как мастера фотографии, — сегодня он словно проживает новую жизнь, возвращаясь к нам как признанный классик советской фотографии.

ФОТОГРАФИИ ЭКСПОЗИЦИИ

Информация для музеев и выставочных площадок

Количество экспонатов: 68
Необходимая площадь: 200-300 кв.м.
Пример договора
Пример гарантийного письма
Приложение о выставке

Контактное лицо:
Юлия Бейгун
+7 (495) 637-11-22 доб. 218
beigun@mdf.ru