Мультимедиа Арт Музей, Москва | Передвижные выставки | Круг Родченко. Стильные люди

Круг Родченко. Стильные люди

Я. Бродский.
Александр Родченко на съемках на стадионе «Динамо». Москва.
1934. 
Музей «Московский Дом фотографии» Михаил Кауфман.
Александр Родченко в мастерской в производственном костюме на фоне пространственных конструкций. 1924
Современный отпечаток с авторского негатива.
Музей «Московский Дом фотографии» Михаил Кауфман.
Александр Родченко с трубкой. 
1922 – 1923. 
Музей «Московский Дом фотографии» Александр Родченко.
Варвара Степанова на диване. 
5 марта 1928. 
Музей «Московский Дом фотографии» Александр Родченко.
Лиля Брик в прозрачном платье. 
1924. 
Музей «Московский Дом фотографии» Александр Родченко.
Ремонт колеса. Из серии «Поездка в Ленинград на автомобиле «Рено» Маяковского». 1929.
Современный отпечаток с авторского негатива.
Музей «Московский Дом фотографии» Александр Родченко.
Фоторепортер Евгения Лемберг на съемке на водном стадионе «Динамо».
Москва, 1932-1933.
Современный отпечаток с авторского негатива.
Музей «Московский Дом фотографии» Александр Родченко.
Фотограф Александр Хлебников. 1950.
Современный отпечаток с авторского негатива.
Музей «Московский Дом фотографии» Александр Родченко.
Три репортерши: Краснявская, Елизавета Игнатович, Евгения Лемберг. 1934.
Современный отпечаток с авторского негатива.
Музей «Московский Дом фотографии» Александр Родченко.
Лиля Брик. 1924.
Современный отпечаток с авторского негатива.
Музей «Московский Дом фотографии»

Я. Бродский. Александр Родченко на съемках на стадионе «Динамо». Москва. 1934. Музей «Московский Дом фотографии»

Михаил Кауфман. Александр Родченко в мастерской в производственном костюме на фоне пространственных конструкций. 1924 Современный отпечаток с авторского негатива. Музей «Московский Дом фотографии»

Михаил Кауфман. Александр Родченко с трубкой. 1922 – 1923. Музей «Московский Дом фотографии»

Александр Родченко. Варвара Степанова на диване. 5 марта 1928. Музей «Московский Дом фотографии»

Александр Родченко. Лиля Брик в прозрачном платье. 1924. Музей «Московский Дом фотографии»

Александр Родченко. Ремонт колеса. Из серии «Поездка в Ленинград на автомобиле «Рено» Маяковского». 1929. Современный отпечаток с авторского негатива. Музей «Московский Дом фотографии»

Александр Родченко. Фоторепортер Евгения Лемберг на съемке на водном стадионе «Динамо». Москва, 1932-1933. Современный отпечаток с авторского негатива. Музей «Московский Дом фотографии»

Александр Родченко. Фотограф Александр Хлебников. 1950. Современный отпечаток с авторского негатива. Музей «Московский Дом фотографии»

Александр Родченко. Три репортерши: Краснявская, Елизавета Игнатович, Евгения Лемберг. 1934. Современный отпечаток с авторского негатива. Музей «Московский Дом фотографии»

Александр Родченко. Лиля Брик. 1924. Современный отпечаток с авторского негатива. Музей «Московский Дом фотографии»

История экспонирования
  • Торгово-развлекательный комплекс «Горизонт»,
    Ростов-на-Дону
    03.07.2021 — 03.08.2021
  • Калининградский областной музей изобразительных искусств,
    Калининград
    26.02.2021 — 23.05.2021
  • Саратовский областной музей краеведения,
    Саратов
    07.09.2017 — 01.10.2017
  • Самарский областной художественный музей,
    Самара
    28.01.2016 — 27.03.2016
  • Музей современного искусства Эрарта,
    Санкт-Петербург
    20.06.2015 — 30.08.2015
  • Центр культуры, искусства и общественных инициатив «Диалог»,
    Великий Новгород
    06.03.2015 — 05.04.2015
  • Ресурсный центр ГМИИ РТ,
    Казань
    17.10.2013 — 02.12.2013
  • Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского,
    Воронеж
    06.06.2013 — 30.06.2013
  • Московский музей современного искусства,
    Москва
    18.03.2005 — 10.04.2005

О выставке

Мы редко обращаем внимание на то, во что одеты знаменитые художники, писатели, музыканты. Вспоминаем их лица, ситуации, события. А между тем любой человек — носитель своего стиля, в том числе и стиля одежды.

Особенно актуальным становится демонстрация стиля поведения, разговора, внешности и одежды в моменты резкого слома, смены художественных направлений. Так это происходило, например в 1920-е годы. Костюм был частью футуристической или конструктивистской эстетики. В одном случае важнее было поразить публику, в другом — продемонстрировать уверенность в собственной правоте. Круг друзей и ...

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ

Мы редко обращаем внимание на то, во что одеты знаменитые художники, писатели, музыканты. Вспоминаем их лица, ситуации, события. А между тем любой человек — носитель своего стиля, в том числе и стиля одежды.

Особенно актуальным становится демонстрация стиля поведения, разговора, внешности и одежды в моменты резкого слома, смены художественных направлений. Так это происходило, например в 1920-е годы. Костюм был частью футуристической или конструктивистской эстетики. В одном случае важнее было поразить публику, в другом — продемонстрировать уверенность в собственной правоте. Круг друзей и знакомых фотографа и художника Александра Родченко и его супруги Варвары Степановой отличался основательностью, рациональностью в одежде и в то же время художнической свободой позы и жеста.

Интересно видеть людей этого круга на фотографиях Родченко, выполненных в период с 1924 по 1940-е годы. Люди кино, такие как Алексей Ган, Лев Кулешов или Борис Барнет одеты с налетом военизированного техницизма. Кожаные пальто или куртки, краги, кепки, иногда лихо заломленные назад, мотоциклетные очки, перчатки с раструбами. Все это признаки профессиональной одежды, или «прозодежды», как называли ее конструктивисты. Кинорежиссер или оператор хроники, как правило, проводит большую часть времени на улице. Его одежда должна защищать от непогоды и в то же время быть заметной для съемочной группы. Сочетание некоторой нарочитости и рациональности. Иначе одет лишь Александр Довженко на фотографии Родченко — более обычно. Но даже в этой обыденности Довженко экспрессивен благодаря своей прическе, повороту головы, освещению.

Фоторепортеры одеты скромнее. Кто-то в военный френч, как Вадим Ковригин, кто-то в обычный «москвошвеевский» костюм или брюки с белой рубашкой. Они не должны выделяться. Их задача — наблюдение. Даже позы фотографов — немного отстраненные от ситуации, в которой они снимают — будь то на стадионе или на стройке.

Писатели выглядят более домашними. Сергей Третьяков в модной в 1920-е годы толстовке. Лишь Владимир Маяковский в костюме «с иголочки» кажется только что вернувшимся с очередного диспута. Безупречность костюма, не допускающая неряшливости во время публичных выступлений, — такое же его оружие, как и острое слово.

У женщин этого круга также свой стиль. Полный кадр известной фотографии Родченко «Портрет матери» приоткрывает кое-что в ее отношения к одежде. Это платье пожилого человека, жившего еще в то время, когда каждое сословие имело свои приметы в костюме. Чиновники ходили в длинных пальто, разночинцы — в рубашках навыпуск и заправленных в сапоги брюках, женщины-работницы — в длинных темного цвета платьях из мягкой фланелевой ткани или ситца в горошек. Со времени революции прошло всего семь лет, а на фотографиях Родченко уже почти не видно следов этого отношения к костюму.

Зато проявляется нечто новое — попытка быть современным. Сам Родченко проектирует свой костюм инженера-конструктора со множеством карманов для инструментов, ту самую «прозодежду», в которой он ходит на занятия со студентами во ВХУТЕМАС. На снимке Михаила Кауфмана Родченко с удовольствием демонстрирует этот костюм, сшитый по его проекту Варварой Степановой. Степанова умела шить и кроить, она получила навыки белошвейки еще во времена учебы в гимназии. Позже, в 1916 году в Москве, она купила швейную машинку «Зингер». Это было ценное приобретение по тем временам.

На других снимках мы видим совершенно разностильного Родченко. В 1925 году по случаю открытия «Выставки декоративного искусства» в Париже он смотрится как элегантный парижанин в необходимой тройке и шляпе. На кинопробах фильма Эйзенштейна «Старое и новое» Родченко и Степанова изображают приехавших в Россию иностранцев. Родченко в кожаном пальто и шапке-шлеме (это пальто Родченко носил на протяжении 30 лет). Степанова заразительно смеется, запрокинув голову в большой кепке. Они похожи на этой фотографии на голландских архитекторов или художников из группы «Де стиль».

Сам Родченко в 1930-е и 1940-е годы был внимателен к одежде и сохранял свой стиль. Он рано облысел и его трудно представить с пышной шевелюрой. Такая же бритая голова у Маяковского, Третьякова, архитектора Александра Веснина. Одежда Родченко была частично покупной — краги, ботинки, галстуки, частично сшита Степановой из плотной шерстяной ткани или плотной фланели. Одежда должна была служить долго и быть удобной. Стиль одежды Родченко на протяжении всей жизни — конструктивистский, универсальный для всех случаев.

У Степановой отношение к костюму, возможно, было более стихийным. Она умела подыгрывать Родченко, когда он ее фотографировал — то в виде комсомолки в платочке, то в виде серьезной дамы из учреждения, то в виде француженки.

Когда весной 1924 года в мастерскую к Родченко и Степановой пришла сниматься Лиля Брик, она принесла с собой, наверное, целый чемодан с одеждой. Тут были и шерстяной строгий костюм, сшитый у портнихи. В костюме из такой же материи стоит рядом с Лилей и молодая Луэлла Краснощекова. Здесь и шелковое золотистое платье, и полупрозрачное черное газовое платье, в котором Лиля Брик позирует обнаженной в духе Айседоры Дункан. Какие-то платья из грубой холстины она шила в ателье у Ламановой. Для поездок на автомобиле «Рено» она купила шапочку, перчатки, специальное платье. Лиля гордо говорила, что она единственная женщина в Москве, за исключением жены французского посла, которая водит машину.

У каждого персонажа из круга Родченко — свой неповторимый стиль одежды как продолжение его внутреннего стиля личности. Фотография безупречно передает и то, и другое.

Александр Лаврентьев

ФОТОГРАФИИ ЭКСПОЗИЦИИ

Информация для музеев и выставочных площадок

Количество экспонатов: 81
Необходимая площадь: 150-200 кв.м.
Пример договора
Пример гарантийного письма
Приложение о выставке

Контактное лицо:
Юлия Бейгун
+7 (495) 637-11-22 доб. 218
beigun@mdf.ru