Я. Бродский. Александр Родченко на съемках на стадионе «Динамо». Москва. 1934. Музей «Московский Дом фотографии»
Михаил Кауфман. Александр Родченко в мастерской в производственном костюме на фоне пространственных конструкций. 1924 Современный отпечаток с авторского негатива. Музей «Московский Дом фотографии»
Михаил Кауфман. Александр Родченко с трубкой. 1922 – 1923. Музей «Московский Дом фотографии»
Александр Родченко. Варвара Степанова на диване. 5 марта 1928. Музей «Московский Дом фотографии»
Александр Родченко. Лиля Брик в прозрачном платье. 1924. Музей «Московский Дом фотографии»
Александр Родченко. Ремонт колеса. Из серии «Поездка в Ленинград на автомобиле «Рено» Маяковского». 1929. Современный отпечаток с авторского негатива. Музей «Московский Дом фотографии»
Александр Родченко. Фоторепортер Евгения Лемберг на съемке на водном стадионе «Динамо». Москва, 1932-1933. Современный отпечаток с авторского негатива. Музей «Московский Дом фотографии»
Александр Родченко. Фотограф Александр Хлебников. 1950. Современный отпечаток с авторского негатива. Музей «Московский Дом фотографии»
Александр Родченко. Три репортерши: Краснявская, Елизавета Игнатович, Евгения Лемберг. 1934. Современный отпечаток с авторского негатива. Музей «Московский Дом фотографии»
Александр Родченко. Лиля Брик. 1924. Современный отпечаток с авторского негатива. Музей «Московский Дом фотографии»
Мы редко обращаем внимание на то, во что одеты знаменитые художники, писатели, музыканты. Вспоминаем их лица, ситуации, события. А между тем любой человек — носитель своего стиля, в том числе и стиля одежды.
Особенно актуальным становится демонстрация стиля поведения, разговора, внешности и одежды в моменты резкого слома, смены художественных направлений. Так это происходило, например в
Мы редко обращаем внимание на то, во что одеты знаменитые художники, писатели, музыканты. Вспоминаем их лица, ситуации, события. А между тем любой человек — носитель своего стиля, в том числе и стиля одежды.
Особенно актуальным становится демонстрация стиля поведения, разговора, внешности и одежды в моменты резкого слома, смены художественных направлений. Так это происходило, например в
Интересно видеть людей этого круга на фотографиях Родченко, выполненных в период с 1924 по
Фоторепортеры одеты скромнее. Кто-то в военный френч, как Вадим Ковригин, кто-то в обычный «москвошвеевский» костюм или брюки с белой рубашкой. Они не должны выделяться. Их задача — наблюдение. Даже позы фотографов — немного отстраненные от ситуации, в которой они снимают — будь то на стадионе или на стройке.
Писатели выглядят более домашними. Сергей Третьяков в модной в
У женщин этого круга также свой стиль. Полный кадр известной фотографии Родченко «Портрет матери» приоткрывает кое-что в ее отношения к одежде. Это платье пожилого человека, жившего еще в то время, когда каждое сословие имело свои приметы в костюме. Чиновники ходили в длинных пальто, разночинцы — в рубашках навыпуск и заправленных в сапоги брюках, женщины-работницы — в длинных темного цвета платьях из мягкой фланелевой ткани или ситца в горошек. Со времени революции прошло всего семь лет, а на фотографиях Родченко уже почти не видно следов этого отношения к костюму.
Зато проявляется нечто новое — попытка быть современным. Сам Родченко проектирует свой костюм инженера-конструктора со множеством карманов для инструментов, ту самую «прозодежду», в которой он ходит на занятия со студентами во ВХУТЕМАС. На снимке Михаила Кауфмана Родченко с удовольствием демонстрирует этот костюм, сшитый по его проекту Варварой Степановой. Степанова умела шить и кроить, она получила навыки белошвейки еще во времена учебы в гимназии. Позже, в 1916 году в Москве, она купила швейную машинку «Зингер». Это было ценное приобретение по тем временам.
На других снимках мы видим совершенно разностильного Родченко. В 1925 году по случаю открытия «Выставки декоративного искусства» в Париже он смотрится как элегантный парижанин в необходимой тройке и шляпе. На кинопробах фильма Эйзенштейна «Старое и новое» Родченко и Степанова изображают приехавших в Россию иностранцев. Родченко в кожаном пальто и шапке-шлеме (это пальто Родченко носил на протяжении 30 лет). Степанова заразительно смеется, запрокинув голову в большой кепке. Они похожи на этой фотографии на голландских архитекторов или художников из группы «Де стиль».
Сам Родченко в
У Степановой отношение к костюму, возможно, было более стихийным. Она умела подыгрывать Родченко, когда он ее фотографировал — то в виде комсомолки в платочке, то в виде серьезной дамы из учреждения, то в виде француженки.
Когда весной 1924 года в мастерскую к Родченко и Степановой пришла сниматься Лиля Брик, она принесла с собой, наверное, целый чемодан с одеждой. Тут были и шерстяной строгий костюм, сшитый у портнихи. В костюме из такой же материи стоит рядом с Лилей и молодая Луэлла Краснощекова. Здесь и шелковое золотистое платье, и полупрозрачное черное газовое платье, в котором Лиля Брик позирует обнаженной в духе Айседоры Дункан. Какие-то платья из грубой холстины она шила в ателье у Ламановой. Для поездок на автомобиле «Рено» она купила шапочку, перчатки, специальное платье. Лиля гордо говорила, что она единственная женщина в Москве, за исключением жены французского посла, которая водит машину.
У каждого персонажа из круга Родченко — свой неповторимый стиль одежды как продолжение его внутреннего стиля личности. Фотография безупречно передает и то, и другое.
Александр Лаврентьев