Ф. Г. Буассона и Эгглер. Фрейлина Их Императорских Величеств Государынь Императриц Княжна Олимпиада Александровна Барятинская в народном наряде XVII века. Из серии «Костюмированный бал в Зимнем дворце». Санкт-Петербург, 1903. Цифровой отпечаток. Собрание МАММ
Ф. Г. Буассона и Эгглер. Генерал - майор Барон Константин Карлович Штакельберг, Начальник Придворного оркестра в костюме боярина XVII века. Из серии «Костюмированный бал в Зимнем дворце». Санкт-Петербург, 1903. Цифровой отпечаток. Собрание МАММ
Ф. Г. Буассона и Эгглер. Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова, Графиня Сумарокова - Эльстон, рожд. Княжна Юсупова в костюме боярыни XVII века. Из серии «Костюмированный бал в Зимнем дворце». Санкт-Петербург, 1903. Цифровой отпечаток. Собрание МАММ
Ф. Г. Буассона и Эгглер. Егермейстер Алексей Захарович Хитрово в костюме воеводы XVII века. Из серии «Костюмированный бал в Зимнем дворце». Санкт-Петербург, 1903. Цифровой отпечаток. Собрание МАММ
Ф. Г. Буассона и Эгглер. Графиня Варвара Давыдова Воронцова - Дашкова, рожд. Орлова в костюме казачки XVII века. Из серии «Костюмированный бал в Зимнем дворце». Санкт-Петербург, 1903. Цифровой отпечаток. Собрание МАММ
Д. Асикритов. Его императорское Высочество Великий Князь Сергей Александрович в княжеском наряде XVII века. Из серии «Костюмированный бал в Зимнем дворце». Санкт-Петербург, 1903. Цифровой отпечаток. Собрание МАММ
выставка завершилась
183038, ул. Софьи Перовской, 3
Казань
Ресурсный центр ГМИИ РТ
Самара
Музей Модерна
Мурманск
Культурно-выставочный центр Русского музея, отдел ГОАУК «Мурманский областной художественный музей»
11 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся Вечер, а 13 февраля — грандиозный бал-маскарад русской знати в костюмах XVII века времен царя Алексея Михайловича. Это был последний бал императорской России. До настоящего времени этот бал, за которым закрепилось условное название «Бал 1903 года», остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования последнего из рода Романовых.
Николай II рассматривал его не как обычный маскарад, но как первый шаг к восстановлению обрядов и костюмов московского двора. Придворные получили указание явиться на бал в одеждах XVII в. 11 февраля гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, затем, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, совершив так называемый «русский поклон». Следом состоялся концерт в Эрмитажном театре, со сценами из оперы Мусоргского «Борис Годунов» (исполняли Федор Шаляпин и Медея Фигнер), из балетов Минкуса «Баядерка» и Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). За ним последовал праздничный ужин, проходивший в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа. Ужин сопровождался знаменитым Архангельским хором. Завершился вечер танцами.
Танцы проходили в Концертном зале Эрмитажа (придворный оркестр также был одет в древнерусские костюмы), и продолжались до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трех танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссера балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. В «русском» участвовали 20 пар, и солировали великая княгиня Елизавета Федоровна и княгиня Зинаида Юсупова. (Балу предшествовала генеральная репетиция 10 февраля 1903 года).
13 февраля 1903 года состоялась вторая (основная) часть бала. Все участники нарядились в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича Так, например Николай II был одет в костюм царя («выходное платье царя Алексея Михайловича»: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл — ныне хранится в Оружейной палате), а императрица Александра Федоровна в костюм царицы Марии Ильиничны. Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры в костюмах стрельцов или сокольничих. Среди 390 гостей присутствовали назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров», также в одежде стрельцов или сокольничьих XVII века.
«Впечатление получилось сказочное, — писал очевидец события, — от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания».
Каждый участник бала, выбравший для себя определенный костюм, несомненно, использовал имевшиеся в то время образцы. Костюмы заново создавались как точные копии 17 века, восстанавливающие русский исторический костюм, который подчеркивал русский национальный характер. Драгоценности, брильянты, жемчуга, изумруды, рубины, все было подлинным, также как и ткани, парча, шелк и т. д. Костюмы для бала создавались заранее по специальным эскизам художника Сергея Соломко с привлечением консультантов и стоили целые состояния. Современники также отмечают огромное количество драгоценностей, которыми были осыпаны гости. Несколько костюмов, в которые были одеты участники этих празднеств, сохранились в фондах Государственного Эрмитажа.
Из дневника императора Николая II (ЦГАОР, фонд 601, ед. хр. 245,запись от 11(24) февраля 1903 г.:
«...В 9 часов вечера вошли в Романовскую галерею Аничкова Дворца в костюмах времен Алексея Михайловича. Оттуда со всем семейством мимо всех приглашенных в Эрмитаж. Остановились в большой комнате и пропустили общество попарно мимо себя. Затем пошли в театр. Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми. После ужина был небольшой котильон, во время которого двенадцать пар танцевало русскую пляску. Все вышло весьма удачно и кончилось в 2 1/2.»
После окончания по пожеланию императрицы участники были запечатлены лучшими фотографами Санкт-Петербурга (в снимках «Боассонна и Эгглера», «Рейссерт и Фличе», «Левицкий и сын», «К. Е. фон Ганн и Ко», Д.Асикритова, А.Ясвоина, Л.Городецкого и Е.Мрозовской, Д.Здобнова, Ив. Войно-Оранского, Ренца и Ф.Шрадера, и других), которые создали одиночные портреты и групповые фотографии участников. В 1904 году по заказу Императорского двора в Экспедиции заготовления государственных бумаг был выпущен специальный подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержавший 21 гелиогравюры и 174 фототипий. Экземпляры распространялись за определенную плату с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала. Прекрасно выполненные фотографии позволяют увидеть мельчайшие детали костюмов. Знакомство с фототипиями позволяет представить направленность художественного оформления маскарадных костюмов участников бала в их реальном воплощении.
В этих же костюмах некоторые гости появились на балу во дворце Шереметева, который состоялся 14 февраля того же года.
На протяжении периода советской власти об этом бале никто не знал, кроме узких специалистов. Вглядываясь в лица участников бала, известнейших в свое время личностей русской знати, в их благородные, умные и серьезные лица, которые верой и правдой служили России на протяжении многих столетий, и являлись примером не только своим детям, но и своей отчизне.
Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце, вызвавший широкий общественный резонанс у современников, сейчас представляется событием, которое прибрело особый смысл и значение, далеко выходящее за рамки конкретного действия. Для современного зрителя сохранившиеся фотографии участников бала представляют двоякий интерес: как портретная галерея русской знати последних лет империи и как путеводитель по истории старинного русского костюма.
Выставка подготовлена музеем «Московский дом фотографии»/ Мультимедиа Арт музей, Москва.